Ингуна Судраба: "Если мы не знаем, куда мы движемся, мы не знаем, чего мы хотим достигнуть"

• 13.07.2011 • ИнтервьюКомментариев (0)688

Госконтролер Ингуна Судраба в Латвии — намного больше, чем просто госконтролер. Ее рейтинг неизменно высок, согласно опросам общественного мнения, она является одним из самых популярных кандидатов в президенты, и любая из латвийских партий накануне внеочередных выборов с распростертыми объятиями приняла бы ее в свои ряды…

Но Ингуна Судраба решительно отказала всем политикам и продолжает заниматься своей работой — контролирует работу государственных учреждений. А это поле деятельности в нашей стране кажется поистине бескрайним — чего-чего, а нарушений законов и нормативных актов у нас хватает на любом уровне власти.

Но в последние годы благодаря Госконтролю мы об этих нарушениях хотя бы оперативно узнаем. Государственный контролер Ингуна Судраба ответила на вопросы «Субботы».

Главное — видеть цель

— Скажите, а вы не кажетесь себе таким латвийским Дон Кихотом? Госконтроль регулярно представляет итоги ревизий, констатирует нарушения в работе госструктур — в том числе и очень серьезные, — и практически ничего не меняется…

— Сознание людей за короткое время изменить невозможно — это не может произойти в течение одного дня, недели, месяца, года или даже нескольких лет… Это надо понимать и с этим считаться. Но тем не менее ситуация развивается в лучшую сторону — отмечу, что изменилось само отношение должностных лиц к выполнению своих обязанностей. И бухгалтерская отчетность, система внутреннего контроля в госинституциях находится на совсем другом уровне, нежели несколько лет назад.

На мой взгляд, не менее важным является и то, что общество сейчас получает намного больше информации о том, как тратятся налоги, которые платят все жители страны, — а значит, общество может и больше влиять на ситуацию, поскольку без владения информацией повлиять на ситуацию невозможно.

И роль Госконтроля в этом процессе очень важна. Мы представляем независимое мнение, объективно отражаем реальную ситуацию — то есть создаем правильную картину того, что происходит. А правильное понимание того, что происходит вокруг, необходимо для того, чтобы принимать правильные решения.

Хотела бы отметить, что изменился и уровень работы средств массовой информации. Я помню, как журналисты работали раньше, и вижу, как они работают сейчас. Сегодня пресса, радио, телевидение с намного большим пониманием использует материалы Госконтроля — не только на уровне громких заголовков, но и на уровне подробного анализа ситуации. И это очень важно, поскольку большинство жителей, как правило, сами не углубляются в экономические проблемы, не анализируют ситуацию, полагаясь на мнение СМИ.

— С чем, на ваш взгляд, связаны нарушения в госуправлении — с некомпетентностью, непрофессионализмом или просто желанием должностных лиц работать только на себя?

— Однозначно трудно ответить. Встречаются и первый, и второй, и третий факторы, а иногда и все они вместе. Но самая главная причина неэффективности работы госаппарата связана с очень простой вещью, о которой я уже говорила много раз: у нас нет четкого понимания цели развития страны. А если мы не знаем, куда мы движемся, мы не знаем, чего мы хотим достигнуть, и у нас нет четких критериев для того, чтобы оценить достигнутый нами результат.

С тем, что у Латвии как у страны нет четкой цели, связаны многие наши самые болезненные проблемы: то, что средства тратятся на отдельные мероприятия и проекты, то, что политика одной отрасли может противоречить политике другой отрасли, то, что у нас так много неэффективных трат.

Сейчас мы начинаем обобщать результаты ревизии консолидированной отчетности правительства, покажем общую картину того, как государственными средствами распоряжались в 2010 году. Но уже сейчас совершенно ясно: если нет понимания того, чего конкретно нужно добиться, то на первое место выдвигается примитивная цель — истратить деньги. Что в итоге приводит к печальным последствиям: деньги истрачены, а добавленной стоимости в экономике нет.

А наши чиновники рады отчитываться, что деньги истрачены. Но ни один предприниматель не ставит менеджменту такую задачу — просто взять и истратить деньги.

— Случалось ли вам в ходе ревизий обнаруживать такие схемы обогащения за государственный счет, которые вызывали у вас восхищение своим изяществом?

— Нет, такие вещи меня не восхищают. В подобных случаях меня удивляет только цинизм решений и поступков ответственных лиц. Схемы личного обогащения бывают разного уровня. Есть совсем примитивные: для того чтобы получить более высокую зарплату, приписываются лишние часы работы.

Это циничное непонимание того, что есть служебные обязанности, которые нужно выполнять. Если человек берет на себя дополнительные, не предусмотренные трудовым договором обязанности — другое дело. Но обычно лишние часы приписываются на бумаге просто так.

Другой уровень — это проекты, которые придумываются только для того, чтобы получить финансирование. В данном случае конкретный проект нужен не сам по себе, а только как средство получения каких-то дополнительных средств.

Понятно, что в такой схеме никого не интересует, насколько вообще нужен этот проект и будет ли он выполнен. Финансирование получено — значит, все в порядке…

Нет такой партии!

— В последние полгода вас сделали политической фигурой. Не надоело вам отвечать на вопросы журналистов о том, будете ли вы баллотироваться в Сейм и в какую партию вступаете?

— Это получилось как-то само собой. Думаю, что причиной моей «политизации» стали итоги социологических опросов, которые побудили многих строить дальнейшие сценарии развития событий. Но обстоятельства складываются так, как складываются, тут ничего не поделаешь… Да, журналисты очень часто задавали мне вопросы о возможной политической карьере, но я не ухожу от ответов на вопросы. Конкретный ответ не дает недоброжелателям возможности сочинять собственные сценарии и истории.

Но я человек, который больше живет сегодняшним днем, думая на несколько шагов вперед. И о том, что было месяц или два месяца назад, я уже не размышляю и не помню. Если что-то случается, я очень быстро оцениваю ситуацию, анализирую, как я поступила в этой ситуацию, извлекаю урок для себя: как лучше поступать в похожей ситуации в дальнейшем. И иду дальше.

— Есть ли сегодня в Латвии партия, к которой вы согласились бы присоединиться?

— Я не вижу себя ни в одной партии — по многим причинам. Я привыкла всегда брать на себя ответственность и отвечать за свои решения. Мне нужно конкретное видение того, что я хочу сделать, и поэтому мне было бы трудно существовать среди людей, которые не несут конкретной ответственности, подчиняться принципам, которые для меня неприемлемы.

Думаю, что одна из главных проблем состоит в том, что латвийские партии сегодня представляют собой объединения людей, которых не связывают общее понимание ценностей и необходимость добиваться поставленных целей. И люди зачастую приходят в политику с мыслью исключительно о личной выгоде, с примитивной целью — получить место в парламенте или в какой-нибудь госструктуре, а не выполнить определенную работу на благо страны. Следствием этого является то, что наши партии малочисленны, поскольку массовое объединение возможно только на основе большой идеи — о том, как страна будет развиваться и жить лучше.

— В последнее время модным лозунгом стала борьба с олигархами. На ваш взгляд, олигархи действительно виноваты в том, что мы так плохо живем?

— Мы все время ищем виноватых, у нас ощущается и этническое, и экономическое противостояние. А это ни к чему хорошему не приводит. Что же касается олигархов… Я, конечно же, против того, чтобы люди использовали государственные средства для собственного обогащения, но каждый такой конкретный случай должен расследоваться судом. И любая нарушающая законы деятельность должна быть пресечена и осуждена.

Но повторять, что во всем виноваты олигархи, значит не думать о развитии страны. Я убеждена, что надо искать то, что объединяет людей, что объединяет общество и власть. Чтобы каждый житель верил своей стране, правительству, парламенту. То, что люди сегодня не платят налоги, связано не только с экономической ситуацией, но и с недоверием власти. А как может развиваться страна, в которой жители не доверяют власти?

Надо искать способы для развития, а не концентрироваться на негативе. Строить собственный политический капитал не на собственных достижениях, а только на негативе и ошибках других — это примитивно. Да, это может дать краткосрочный эффект популярности, но пользы от этого стране не будет никакой.

Нитка к нитке

У Ингуны Судрабы очень женственное и необычное для современной жизни хобби — она занимается вышиванием, создавая из разноцветных нитей целые картины. Это настоящее искусство, которое требует и умения, и терпения, и художественного вкуса.

— Как только я заканчиваю одну картину — сразу же начинаю другую. В выходные мне надо обязательно посидеть несколько часов за вышиванием, это время, которое я провожу сама с собой. Это мой способ заряжаться энергией, — рассказывает Ингуна Судраба.

Вышивать, вязать, плести кружева ее научили бабушки, одна из которых в свое время окончила школу домоводства. Так что заниматься рукоделием Ингуна Судраба привыкла с детства. А еще с детства она привыкла, что готовить нужно только дома, и сегодня госконтролер берет с собой на работу обед из дому, а не идет во время обеденного перерыва в кафе.

«Живу не только работой»

— Вы окончили школу с золотой медалью, вуз — с отличием. Один из министров финансов, с которым вы работали, сказал: если на документе стояла резолюция Судрабы, его можно было подписывать не читая… Вы ко всему относитесь так перфекционистски?

— Я сказала бы так: я ко всему отношусь с большой ответственностью. Это мой принцип. Для меня с самого детства было очень важно, чтобы мои родители могли мною гордиться. Я очень уважаю своих родителей и хочу, чтобы они гордились тем, что я делаю. И мне самой не должно быть стыдно за мои поступки и решения. Все просто.

— А вы можете хоть в чем-то нарушить установленные правила. Например, проехать без билета в троллейбусе?

— Нет. Никогда.

— Вас часто можно встретить на различных культурных мероприятиях. Для вас это часть работы или отдых?

— Только отдых. Мне очень нравятся классическая музыка в хорошем профессиональном исполнении, оперные спектакли, выставки… Для меня это возможность побывать в другом мире. Я не живу только работой, для работы есть рабочие дни и рабочее время.

— Вы по-прежнему читаете газеты и журналы или узнаете новости в Интернете?

— Для меня очень важен контакт с человеком, и, на мой взгляд, нынешние молодые люди очень много теряют от того, что они живут практически только в мире Интернета, где нет живого общения с людьми. Конечно, я читаю новости в Интернете, просматриваю заголовки, быстро схватываю основную мысль. Но газеты и журналы — это совсем другое чтение и совсем другой, более индивидуальный подход к информации.

И на заседания международного медиа-клуба «Формат A3», которые начали проводиться и в Риге, я хожу потому, что мне интересно послушать известных российских журналистов, экономистов, деятелей культуры, узнать их мнение по разным вопросам. Да, я могу не соглашаться с позицией того, кто выступает, но мне очень важны живой контакт, его позиция, конкретная аргументация. Это очень расширяет кругозор.

— Это правда, что вы ходите на занятия по классическим танцам?

— Да, очень захотелось приобрести еще какие-то навыки. В школьные годы я много танцевала, мне вообще очень нравится танцевать. Но из-за должности мне было бы трудно пойти на курсы: это привлекло бы слишком большое внимание. Пришлось заниматься индивидуально.

— И какие танцы вам больше нравятся?

— Трудно выбрать, мне в принципе нравятся движение и музыка, а танец объединяет и то, и другое. Я люблю разные танцы — и медленный вальс, и динамичную латиноамериканскую самбу.

— Вы и бегаете каждое утро?

— Да, от утренней пробежки я отказываюсь, только если очень холодно или идет дождь. Такое активное движение утром хорошо поднимает тонус. Для работы.

Ингуна Судраба

 Родилась в Гулбене. Окончила 1-ю гулбенскую среднюю школу с золотой медалью, экономический факультет ЛУ — с отличием. Училась по экономической программе в Джорджтаунском университете. Работала заместителем государственного секретаря министерства финансов, заместителем вице-президента Parex Banka. С 2004 года является Государственным контролером Латвийской Республики.

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *