Прогноз на завтра

• 06.06.2012 • Тема неделиКомментариев (0)776

В Юрмале прошла 17-я международная конференция «Балтийский форум», собравшая крупных экспертов в области политики и экономики. Традиционно именно на «Балтийском форуме» местные журналисты — а стало быть, и их читатели — могут из первых уст узнать все главные тенденции мировой политики и экономики и даже заглянуть в будущее.

Америка — Россия: Путин и Обама не пара, но…

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов предрек второй срок Обаме и тут же сообщил «плохую новость»: у Путина с Обамой теплых отношений не предвидится, о чем лишний раз свидетельствует взаимный отказ от визитов ВВП в Кэмп-Дэвид, а Обамы — во Владивосток. И это, по мнению Арбатова… совсем не плохо.

Например, дружба Путина с Бушем закончилась кризисом на Кавказе в 2008 году, а любовь Медведева и Обамы возобновила разговоры об ответном ударе России по ракетным базам в Восточной Европе.

Так, может, лучше прагматичные отношения на холодную, не затуманенную дружбой голову?

Восток: «арабская весна» состоялась, но…

Ливия, Египет, Ирак, Сирия, Иран, Афганистан сегодня главные факторы риска. Если рванет — всем мало не покажется.

По мнению директора Центра «Россия — Евразия» Германского совета по внешней политике Александра Рара, череда революций на Ближнем Востоке закончилась вовсе не тем, чего от них ждала Европа. Вместо демократизации здесь воцарилась исламизация. «Так что европейская идея свободы на Ближнем Востоке не приживается», — подытожил Рар.

Китай: резких движений не будет

Весь мир замер в ожидании: как поведет себя страна, в которой живут 1,3 млрд. человек и сосредоточен самый большой валютный резерв в мире? В общем, если все китайцы одновременно подпрыгнут, то…

Президент Китайского института международных исследований, член постоянного комитета Политбюро КНР Цю Син успокоил, что резких движений Китай предпринимать не намерен. Сегодня во главу угла рост благосостояния граждан. С Россией Китай намерен все больше кооперироваться, Европе обещает не сбрасывать еврооблигации, а наоборот, активно в них вкладываться.

Латвия — Россия: обречены на сотрудничество, но…

Министр сообщений Айвис Ронис отметил, что в отношениях между Латвией и Россией наблюдался застой, но теперь они развиваются динамично. «Мы просто обречены на расширение сотрудничества», — уверен министр.

Оптимистичен был и парламентский секретарь МИДа Латвии Виктор Макаров. По его словам, латвийско-российские отношения — история успеха: есть прогресс, есть инструменты для сотрудничества (межправительственная комиссия, комиссия по демаркации границы, двусторонняя комиссия историков) — то есть стакан уже наполовину полон. «По сравнению с 2002 годом, то есть десять лет назад, товарооборот увеличился в 10 раз! Теперь Россия для Латвии — второй торговый партнер!» — отметил В. Макаров.

Посол России в Латвии Александр Вешняков тоже подтвердил, что после визита Затлерса в Москву сотрудничество между нашими странами заметно усилилось: вырос транзит, увеличилось культурное сотрудничество, бурно развивается туризм.

Увы, по мнению Вешнякова, последние полгода ситуация снова откатывается назад: «…В ход пошли утечки из доклада латвийских спецслужб, из которых следует, что от России ничего, кроме оккупации и угроз, ожидать нельзя, оживились русофобские настроения. Причем Москва не давала для этого ни малейшего повода». Посол считает: «Фантом российской угрозы — это своего рода допинг для некоторых латвийских политиков». Занимаясь борьбой с фантомами, мы можем упустить время и реальные возможности, считает дипломат.

Россия: возможны эволюция или революция

Протестные настроения в России вызвали самые жаркие обсуждения на форуме.

Главный редактор оппозиционной «Новой газеты» Дмитрий Муратов призвал Европу сотрудничать с оппозиционерами, создав европейский орган по противодействию коррупции: «Люди имеют право участвовать в жизни, а не ждать, пока ее модернизируют. Невозможная, неукротимая, высокотехнологичная коррупция — болезнь Европы. Править как Сталин и жить как Абрамович уже невозможно!»

По его словам, в России осталась лишь имитация демократических выборов, на часть общества просто перестали реагировать (один из лозунгов Болотной площади: «Вы нас даже не представляете!»), парламент почти нелегитимен, процессы демократизации свернуты, воцарилась «безлюдная демократия Путина».

Криминолог, генерал-майор в отставке Владимир Овчинский заявил, что Муратов и прочие оппозиционеры не имеют права говорить от имени всего народа. Он считает Путина законным преемником, а протесты — войной кланов.

Академик Алексей Арбатов уверил, что протесты — свидетельство эволюции России в правильном направлении. Политолог Сергей Цыпляев уверен, что перемен не будет, а будет «унылая стабильность».

Европа: неидеальна, но…

По мнению большинства экспертов, Евросоюз утратил свою привлекательность как флагман развития, образец демократии и толерантности.

Куда двинется Европа дальше — распадется, расширится, переформируется, — единого ответа на этот вопрос пока нет.

— Следует признать, что Евросоюз больше не является идеальной экономической моделью, — заявил директор Центра «Россия — Евразия» Германского совета по внешней политике (Германия) Александр Рар. Он признал, что Европу успешно обгоняют «азиатские тигры», а Евросоюз переживает самый серьезный кризис со времени своего создания.

Россия — Латвия — Европа: выходим из кризиса

Свое мнение на злобу дня «Субботе» высказала завсектором Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова.

— Европу нешуточно трясет: Греция вот-вот вылетит из еврозоны, Франция выбирает президента-социалиста, идут разговоры о делении евростран на первый и второй сорт…

— Я не стала бы драматизировать ситуацию. Да, мир охватил серьезный и глубокий кризис, но это запрограммировано и случается с определенной периодичностью.

Многие эксперты предрекают второй виток, но я уверена, что ЕС уже с 2013 года начнет выходить из экономических трудностей. В Германии уже очевидный рост.

Даже в странах, которые считаются самыми проблемными, видна тенденция к улучшению. Например, в Италии. Когда Берлускони уходил, внешний долг страны был 165 процентов, сейчас — 120 процентов.

Так что экономики хоть и медленно, но идут на подъем. Но дело не только в них. Кризис послужил катализатором многих проблем. Например, еврозону создали, а единой банковской и финансовой политики в ней не было. Не решались проблемы иммигрантов: считалось, что предоставление гражданства решает все проблемы. Но это не так.

Нельзя было расширять ЕС и одновременно… углублять: создавать общие структуры, налоговую политику, правила игры. Ведь разрыв между периферией и центром огромен. И вот все эти накопившиеся проблемы с кризисом резко обострились…

Уверена, что ЕС выйдет из кризиса более сильным и будет функционировать по-другому. Выделится ядро, определится ряд стран, которые не готовы жить по-новому.

Отдельные фигуранты ЕС объединятся по отдельным вопросам и будут решать их сообща… В общем, система станет гибче.

— Есть мнение, что новый президент Франции Олланд с его левыми идеями изменит еврокартину…

— Вряд ли. Просто он предлагает свою формулу выхода из кризиса — отличную от позиции Ангелы Меркель, которая уповает на жесткую экономию и дисциплину. Идеи Олланда ближе к Обаме. Он считает, что для выхода из кризиса недостаточно затягивания поясов, нужно прежде всего поощрять экономический рост: создавать рабочие места, рисковать, вкладывать… Думаю, когда в Германии сменится руководство (скорей всего, оно полевеет), там тоже будут склоняться к идеям Олланда.

— Вы думаете, что еврозона сохранится?

— Большой вопрос. Я думаю, что да. Греция, конечно, под вопросом. Возможно, с экономической точки зрения выход Греции и решит какие-то проблемы ЕС, но в политическом плане это шаг назад. Это плохо. Уверена, что будут предприняты все усилия сохранить евро в Греции. Тут многое зависит от самих греков. Пока они не хотят жертвовать ничем. Может, новому левому правительству удастся их убедить слегка затянуть пояса?! Ведь выход из еврозоны чреват проблемами в первую очередь для населения Греции — их уровень жизни резко упадет.

— А Латвии стоит в эту зону вступать?

— Это болезненный процесс, который изначально неизбежно приведет к росту цен, но в перспективе он дает многие преимущества для развития страны. Надо смотреть, готовы ли вы к очередным трудностям…

Россия: людям нужен не хлеб, а свободы

— Что происходит в России? Это временное послевыборное явление или надолго?

— Это надолго. Путин вернулся в Кремль в совершенно новых условиях. Это не 2000 год, когда в общем хаосе он был востребован как сильная рука, которая восстановит стабильность в России и укрепит ее престиж на мировой арене. Сегодня многим гражданам России явно недостаточно одной лишь стабильности. Люди хотят прогресса и развития.

Нельзя объяснять протестные движения только декабрьскими нарушениями на выборах и объявлением Медведева и Путина о перемене мест слагаемых. Не было бы этих проблем во власти — были бы другие. Это признаки того, что Россия вступила в новый этап посткоммунистического развития.

Два первых десятилетия после распада СССР наше руководство было сконцентрировано на переходе страны к рыночной экономике. И почти не уделяло внимания созданию новой политической системы. Сейчас пришли к тому, что без политической модернизации и экономика не выйдет на новый уровень.

Укрепление гражданского общество в России началось еще в 2005 году, когда улучшилась экономическая ситуация. Демократия не расцветает в бедности. Бедность — почва для национализма и ксенофобии. Как только улучшается экономическая ситуация, у людей сразу появляются другие потребности. Им уже мало хлеба — им нужны свободы.

— Не приведут ли эти протестные движения к закручиванию гаек?

— Сегодня это невозможно! Это было реально в СССР с его огромным репрессивным аппаратом. В нынешних условиях жесткие репрессивные меры не повернут процессы вспять, а вызовут прямо противоположную реакцию. Ведь протестные акции вышли далеко за пределы Питера и Москвы… Это очень опасно. И я думаю, что наше руководство это понимает.

— Захочет ли Путин сам себя ограничивать в чем-то?

— Думаю, что умный политик не может игнорировать объективные тенденции. Путин не раз говорил о необходимости политической демократизации и реформ, но эволюционным путем. Я тоже за эволюцию. Революций у нас было достаточно, и ни к чему хорошему они не приводили.

Латвия: страхи латышей — фантомные боли

— Какую нишу во всем этом может занять Латвия?

— В отношениях с Латвией, Литвой и Эстонией произошли качественные изменения. Если раньше Россия рассматривала эти республики особняком от остального ЕС, то сейчас для нас это тот же Евросоюз.

Сегодня многие страны ЕС конкурируют между собой за экономические сделки с Россией. Экономические выгоды становятся путеводной звездой в кризис. Не удивительно, что экономические и торговые отношения с Латвией постепенно выходят на новый уровень. Увы, им мешают политические проблемы, в первую очередь связанные с русскоязычным населением Латвии, нагнетанием страхов, — это тормозит нашу дружбу.

— Страхи латышей имеют под собой реальную почву?

— Это абсолютно фантомные боли! Если бы после распада СССР Латвия повела себя по-другому — предоставила бы гражданство всем, — она вообще избавила бы себя от почвы для разногласий. Но Латвия не решилась на это, подумала: ах как этих русских много, а вдруг они начнут подрывную деятельность…

Если люди хотят делать карьеру, занять хорошую нишу в обществе — они сами выучат язык большинства населения страны. С другой стороны, разве можно запретить людям ходить в русский театр, отдать ребенка в русский садик или школу?

Язык — важная и вполне нормальная часть идентичности человека. Сильное и уверенное в себе государство языков не боится. Посмотрите на Америку! Там испанский — второй государственный де-факто.

Вообще нельзя бояться своих нацменьшинств и их языка. Ну кого тут может задавить русский язык?! Язык — это просто средство общения людей между собой.

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *