Sudraba_LET

Доска подсчёта

• 15.10.2012 • Тема неделиКомментариев (0)732

Самые популярные и самые непопулярные латвийские политики — почему одним доверяют, а других не любят

На днях центр социологических исследований SKDS провел опрос населения, кто из должностных лиц ему всех милее, а кто — всех неприятней. Трио «чемпионов» держится неизменным: Судраба, Ушаков, Лембергс.

Наш эксперт — политолог Филипп Раевский.

Секрет ее популярности

Госконтролер Ингуна Судраба + 58,8*

Почему любят. Судраба популярна уже очень долго. Основа любви к ней в том, что она очень видна и очень громка в своих смелых высказываниях и бескомпромиссных разоблачениях.

Перспективы. Обратная сторона медали ее популярности в том, что в какой-то момент общество поймет: Ингуна говорит-говорит, но ничего не меняется. И тогда рейтинги пойдут на убыль. Скоро у Судрабы кончается срок контролерства — тогда и посмотрим, во что она превратит свою популярность. Боюсь, как бы не получилось, как с Затлерсом: его рейтинги были бешеными, но как только экс-президенту пришлось перейти от слов к делу… Получился пшик.

У Судрабы отличные шансы для ухода в политику. Все ждут, что она придет и покажет, как надо. Сохранить ту же популярность в этом случае будет нелегко — тут многое зависит от команды и коалиции. К тому же политика — дело компромиссов, в том числе иногда приходится принимать непопулярные решения.

Судраба популярна у русских и латышей. Поэтому лучшее, что она могла бы сделать, — объединить электорат и создать-таки нормальную партию, которая не строится чисто на национальной и этнической основе. Судя по отношениям между национальностями в обществе, время такой партии давно пришло. Радикалы разного рода стараются вбить клин, но реального конфликта нет.

В свое время объединением русских и латышей занялся Шлесерс, но его большая проблема была в отсутствии у партии идеологии. Лозунги типа «мы тут будем хозяйничать» или «мы тут все построим и все будут сыты-счастливы» не есть идеология. Счастье от одной сытости не наступает. Партия должна предъявить некий объем идей, которые показывают, что и каким образом можно улучшить в жизни общества. Пока ни одно государство в мире не объединилось без правых или левых путей, которые в Латвии подменили на совершенно нецивилизованные латышские и русские.

Сказал — сделал

Мэр Риги Нил Ушаков + 39,9

Почему любят. Его плюс — за счет активной деятельности. Если мы отойдем от национального и языкового вопросов, все его дела на благо Риги идут как по азбуке. Он принимает правильные решения, которые затрагивают максимально широкий электорат. Транспорт, пенсионеры, социальная сфера, детсады, школы… Все, что Ушаков говорит, тут же претворяется в жизнь. Сказал: транспорт задаром для пенсионеров — пенсионеры ездят. Для политика очень важно, чтобы его слова не расходились с делом.

Перспективы. К слову, у большинства рижских мэров рейтинг был довольно высок. У Аргалиса, который лично сажал в прудах лилии, — +36. У Боярса — +38. У Биркса во время его финального спринта перед выборами был прекрасный рейтинг. Чем все это кончилось? Увы, не все личные плюсы политика превращаются в голоса его партии. И мы видим, что Ушаков этот риск осознает.

У Нила есть очень мощная электоральная база. Причем ему лично симпатизирует не только электорат «Центра согласия». Наверняка его лично поддерживают много пенсионеров, которым он сделал столько хорошего, но поддержат ли они на выборах «ЦС»? Ведь голосовать напрямую за Ушакова невозможно.

Даже если блок «ЦС» с партией Америкса выиграет выборы, набрав, к примеру, голоса 40 процентов рижан, — не факт, что все остальные партии не объединятся и не скажут Нилу: «Спасибо за труд!» — и не выдвинут другого мэра. Ведь за год до парламентских выборов вряд ли кто еще рискнет дружить с «ЦС».

Тут у всех на памяти печальные последствия для социал-демократов во главе с Боярсом, которые, создав коалицию с «ПЧЕЛами», прошли в муниципалитет, после чего их заклеймили промосковскими, покрасили в красный цвет… и где они теперь?

Есть в политике и еще один опасный момент: если ты с огромным рейтингом и хорошим потенциалом торчишь у всех на виду, как наливное яблочко на дереве, — сразу появляется куча желающих сбить это яблоко палкой. Не удивительно, что Ушаков сегодня самая лакомая мишень. И все же я не стал бы говорить, что у него нет шансов снова стать мэром. Они велики, но не бесспорны.

Хороший олигарх

Мэр Вентспилса Айвар Лембергс + 24,9.

Почему любят. Его лучший пиар — сам город Вентспилс. По принципу: приезжайте — посмотрите — сами увидите. Вентспилс рекламируется как туристическая Мекка для местных. Латвийцы едут и видят, что Лембергс, как и Ушаков, деятельный. Он не только говорит, что надо навести порядок, но наводит. И все наезды за коррупцию растворяются в этой его деятельности.

Ну и что, что все тут выступали против олигархов. Лембергс хороший олигарх, а это совсем другое. Сравните его рейтинги с рейтингами других олигархов — у мэра Вентспилса они всегда были на голову выше.

Перспективы. Вентспилс вряд ли захочет кого-то другого. А выдвигаться в большую политику на уровне страны сам Лембергс, похоже, не рвется. Он еще ни разу не баллотировался в Сейм, хотя, я уверен, прошел бы. Например, в том же Союзе «зеленых» и крестьян.

Думаю, он не хочет рисковать. Для того чтобы стать премьер-министром, мандат в Сейме не обязателен. А быть просто оппозиционным депутатом в Сейме для Лембергса слишком мелко. Он не тот человек, который будет торчать в оппозиции и пустозвонить с трибуны, убивая свой рейтинг, как Шкеле и Шлесерс, — они были в Сейме самыми активными в дебатах, ну и что? Он слишком деятелен. Тогда уж лучше в Вентспилсе ворочать делами и контролировать ситуацию.

Я не исключал бы того, что Лембергс когда-то захочет и сможет стать премьером. Он мощный, у него политическое влияние и популярность в народе. Тут все зависит от коалиции — пока она такая, что шансов у него нет. Но я не зарекался бы. Тем более что все возможные грехи народ ему уже давно отпустил. Не думаю, что кому-то удастся выкопать что-то такое, чтобы Лембергса свалить.

Даже нынешний скандал с министром Спруджсом вряд ли выбьет из-под него кресло. Если даже Лембергса уволят, он подаст в суд и возьмет реванш.

Реакция положительная : кого мы любим

Традиционная любовь

Президент ЛР Андрис Берзиньш, +14

Почему любят. Я бы сказал, что для президента его рейтинг даже низковат. Президентов у нас традиционно любят. Даже если не за что. Если бы президентом были вы или я, у нас тоже был бы высокий рейтинг. Президент — это авторитет, первое должностное лицо. Так что нормальный рейтинг для такой фигуры — порядка +30.

Наверное, тут сказались его противоречивые поступки. Обществу понравилось, что он взялся урезать пожизненные блага для президентов, что отдал свою зарплату детдомам, озаботился разобщенностью ветеранов… А потом он вдруг называет президента Туркменистана президентом Турции, а на 1 сентября грозится дать журналистам по голове, если те подойдут к его ребенку…

Увы, на этом поскальзываются многие политики. Когда ты относишься к соотечественнику (в данном случае к журналисту) как к быдлу, каждый легко может себя представить на его месте. Получается, он и мне мог бы по морде дать, и вам — если бы вы слишком близко подошли?! Людям все-таки хочется, чтобы их уважали.

Перспективы. На сегодня я не вижу препятствий для Берзиньша, которые помешали бы ему пойти на второй срок. Тут все зависит от того, как коалиция договорится.

Кризисный менеджер

Премьер ЛР Валдис Домбровскис, +8,4

Почему любят. Для кризисного премьера это очень высокий рейтинг. Ведь что он сделал, если посмотреть на это с индивидуальной точки зрения? Урезал зарплаты, уменьшил доходы, повысил налоги… Его +8 — это порядка +40 Ушакова. В этом плюсе — уважение народа к тому, что «кризисный менеджер» Домбровскис способен провести непопулярные меры, объяснить их необходимость и довести свое дело до конца.

Перспективы. Премьер создал впечатление определенного рода стабильности, пусть и бедной. Мол, все под контролем. Сейчас народ готовят к тому, что премьер закончил затягивание пояса и вот-вот начнет давать. Бюджет еще сжимают, но обещают, что когда придет 2014-й год (выборный) — мы начнем пожинать плоды его грамотной политики.

Чего стоит одно только заявление, что индексация пенсий может начаться в октябре 2014-го. Вам кажется это совпадением, что точно в этом месяце будут выборы? Представляете, какой рейтинг будет у Домбровскиса, когда он даст пенсии, — его тут же поддержат все пенсионеры.

В общем, у него все шансы выиграть следующие выборы и снова стать премьером, ну разве что он сам уступит свое место, решив сделать еврокарьеру.

Непонятно, что делает

Президент Банка Латвии Илмар Римшевич, +8,1

Почему любят. Его рейтинг — скорее свидетельство позитивной узнаваемости и мелькания. Ведь ни у кого нет ни малейшего понятия, чем он занимается. Если помните, предыдущим президентом банка Латвии был Репше — у него был суперрейтинг за то, что он «держит лат». И когда введут евро, первый позитивный эффект от его появления превратится в рейтинг Домбровскиса, а про роль Римшевича в этом деле никто и не вспомнит.

Перспективы. Думаю, он так и останется сидеть в банке. В политике ему делать особенно нечего.

Шеф нашей армии — всех сильней?

Министр обороны Артис Пабрикс, +8

Почему любят. Для министров обороны хороший рейтинг — это обычный стандарт. Если чего-то особенно не напортачить. Он мелькает здесь и там. Оборона страны дело хорошее. Единственный раз, когда у министра обороны упал рейтинг, случился 10 лет назад. Тогда всплыли несколько самоубийств и случаев неосторожного обращения с оружием среди солдат. А сейчас, слава богу, в Афганистане погибших мало, оружие держат в сохранности и никто не стреляется, самоубийств и некрасивых смертей нет — так что все в норме.

Перспективы. Как был крепким командным политиком, так и останется им.

 

Реакция отрицательная: кто нас раздражает

Министр всех больных

Министр здравоохранения Ингрида Цирцене, -26

Почему не любят. Всем нам рано или поздно приходится побывать в больнице или поликлинике — о том, что мы там видим, лучше в газете не писать. Рейтинг Цирцене — это наш мат в адрес нашей системы здравоохранения. Причем в этой системе не удовлетворен никто: ни врачи, ни пациенты, ни медперсонал…

Пока в нашем Минздраве не появится хоть какой-то порядок, рейтинги министров будут зашкаливать вниз. Цирцене вроде бодро взялась за реформу здравоохранения, которая якобы увяжет медицинскую помощь с уплатой налогов государству. Но это слишком невнятная, а потому непопулярная среди людей мера. Думаю, все кончится тем, что в правилах «для всех» появится миллион исключений и работать эта система не будет.

Впрочем, едва ли можно найти страну, здравоохранение которой всех удовлетворяло бы. Вон в Эстонии, которая рапортовала об успешном всеобщем страховании, сейчас идет забастовка врачей. Мой знакомый из Норвегии, где денег куры не клюют, тоже недоволен системой. Думаю, когда человек заболевает, он уже недоволен ничем. Особенно министром всех больных.

Перспективы. Не думаю, что низкий рейтинг в данном случае фатален. Цирцене возглавляет Минздрав уже не в первый раз. Она узнаваема и не ассоциируется с какими-нибудь кровавыми безобразиями. Так что ей в политике еще жить и жить.

Как жениться на порноактрисе

Экс-президент, депутат Валдис Затлерс, -23,8

Почему не любят. Когда он инициировал разгон Сейма и заклеймил олигархов, у него был невероятно высокий рейтинг — +80. А потом — глубочайшее разочарование. Это как жениться… на порноактрисе. Ожидаешь-то ого-го! А что получаешь?

Затлерс обещал очень простые и понятные всем вещи: решительные изменения, что будет лучше, что будет правовое правительство. В результате чем эта коалиция отличается от той, которую Затлерс разогнал?

Перспективы. Думаю, политическая песенка Затлерса уже спета. Слишком глубоко разочарование им.

Как начинка колбасы

Солвита Аболтиня, -22,3

Почему не любят. Не надо показывать людям, как делается колбаса и как делается политика. Аболтиня ассоциируется с процессом оборотной стороны реальной политики: интригами, межпартийной междоусобицей, тяжелыми переговорами, нечистыми компромиссами… Все понимают, что она один из главных властных игроков, что на ее способностях держатся коалиция и правительство Домбровскиса. Она прикрывает тыл. Ни с чем другим более приятным она не ассоциируется.

Аболтиня всегда дорого выглядит: шубы, прически, лимузины, охрана. Вике-Фрейберга вроде бы тоже любила шикануть, но она умела объяснить, что все это необходимо для первого лица государства, которое представляет страну. Почему в кризисные времена тыл политики должен дорого выглядеть и пользоваться всеми благами — этого Аболтиня объяснить не может. А потому раздражает народ.

Перспективы. Думаю, риск сорваться и быть вычеркнутой из большинства избирательских списков у нее есть, но не все так ужасно. Ей надо что-то предпринять для трансформации имиджа. Найти неожиданные точки соприкосновения с избирателем. Что это — усыновление бангладешского младенца или поход в булочную в домашних тапочках? Если бы я знал, то продал бы ей этот совет. Возможно, ей стоило быть стать… премьером. Это реально, если, к примеру, Домбровскис все же решит делать еврокарьеру. Увидим.

Его сгубило высокомерие

Глава фракции «Единство» Дзинтарс Закис, -18,7

Почему не любят. Его популярность резко подкосило даже не дело об уклонении от налогов, а то, что он не покаялся. Сказал бы, что виноват, — простили бы, с кем не бывает. А тут получилась довольно некрасивая история, в которой Закис поставил себя над всеми смертными, показал: что позволено Юпитеру — не позволено быку.

Перспективы. Не стоит его списывать — все же он опытный политик. Ему бы из парламента попасть куда-то, где он мог бы показать себя в деле — хорошим министром или ответственным лицом. В качестве председателя фракции ему уже рейтинг не улучшить.

Министр среды Эдмунд Спруджс, -15

Почему не любят. Вообще непонятно, кто он такой, откуда взялся и чем занимается. И даже нынешний скандал с Лембергсом вряд ли придаст ему популярности.

Перспективы. Скорей всего, до свидания.

Велосипедистка с перспективами

Министр благосостояния Илзе Винкеле, -13,2

Почему не любят. Это министерство из той же категории, что и Минздрав. Нет благосостояния в стране — нет и рейтинга у министра. Денег нет, пенсии-пособия низкие, все неудовлетворенны. Я бы сказал, что у Винкеле рейтинг еще довольно высок для этой тяжелой сферы. Она предлагает и продвигает довольно здравые, пусть и не всегда популярные инициативы. Она способна объяснить, почему это делает.

Перспективы. Думаю, возможна политическая перспектива. И скандал с книжкой о равноправии полов вряд ли по ней ударит: всем уже на это наплевать. Зато посмотрите, в отличие от Аболтини, наш министр благосостояния — мать троих детей, одевается скромно и ездит на велосипеде. Каждый может видеть ее на улице. Она не транжирит государственные деньги. Живет как нормальный человек.

Это, кстати, и к Домбровскису тоже относится: он по-прежнему живет в обычной квартире в Пурвциемсе. Представляете, твой сосед — премьер-министр! Это очень демократично.

Не всякая кухарка

Министр культуры Жанете Яунземе-Гренде, -11

Почему не любят. Это не министр, а катастрофа. В Латвии министр культуры априори популярен. Это третий пост после министров иностранных дел и обороны, где для популярности даже особенно напрягаться не надо…

Министр культуры умудрилась перессориться со всеми… деятелями культуры — начиная с музыкантов и заканчивая Оперой. Это же ненормально! Это как если бы она управляла благосостоянием и перессорилась со всеми пенсионерами, молодыми мамами и малоимущими. Политик должен уметь вести диалог. Жанете, увы, не политик. Все же не каждая кухарка может управлять государством. Нужен определенный склад ума и характера.

Перспективы. Я думаю, что этот пост для нее может быть последним политическим постом.

Крепко сидит

Лидер «зеленых» и крестьян Аугуст Бригманис, -10,7

Почему не любят. Не знаю. Партия действует нормально. Хорошая крепкая оппозиция. Может, в этом и проблема, что сидение в оппозиции зачастую ассоциируется с бездеятельностью и пустозвонством?

Перспективы. Не вижу повода, чтобы у него что-то резко поменялось.

Хитрый лис

Лидер «ЦС» Янис Урбанович, -9,6

Почему не любят. Урбанович — это та же Солвита Аболтиня, только от «Центра согласия». Все знают, что хитрый лис Урбанович что-то мутит, вертит и крутит в парламенте. Людям не нравятся хитрые — они любят что попроще, попонятнее.

Сказывается и то, что нет реального результата деятельности Урбановича. Он же обещал: будем брать власть в свои руки! Люди доверились, дали 33 мандата. А он не взял. Если бы он был в правительстве от «Центра согласия» или министром, его рейтинг был бы другим. А пока его удел — беспросветная оппозиция без каких бы то ни было перспектив на будущее. Избиратели голосуют за партию, чтобы та реализовала их чаяния.

Перспективы. Думаю, в парламент его избирать будут. Но пойти дальше, в министры или премьеры, Урбановичу затруднительно.

Умный националист

Лидер Visu Latvijai! Райвис Дзинтарс, -9

Почему не любят. Я считаю его достаточно умным молодым политиком. Из национально ориентированных он единственный, кто на заре своего восхождения часто делился мыслями с русскими газетами. Кстати, не такими уж сумасшедшими — в них есть своя логика. С ней можно соглашаться или нет, но в уме, грамотности и цивилизованности ему не откажешь. Идеология Райвиса не основана на том, что все русские плохие, потому что они русские. Это не Парадниекс или кто-то из неофашистов.

Возможно, именно потому у него и рейтинг низкий, что он слишком непрост: национальному избирателю милее радикальные деятели, которые орут простые до глупости вещи. Избиратель любит простых.

Перспективы. Избирать его будут. Но перспектив для политического роста я пока не вижу. Надеюсь, в Латвии не наступят времена, когда национальный крен станет настолько сильным.

* Рейтинг оценивает разницу позитивных и негативных откликов о персоне.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *