kuzinchev_3

Анатолий Кузичев: "Радио — это очень весёлая работа!"

• 08.08.2013 • ПерсонаКомментариев (0)839

По приглашению международного медиа-клуба «Формат A3» в Риге провёл мастер-класс программный директор радиостанций «Маяк» и «Вести.FM» Анатолий Кузичев — настоящий радийный гуру, влюблённый в свою профессию.

Программный директор крупнейших радиостанций Москвы — о ляпах, музыкальных приветах и цензуре в эфире

Как чудит в эфире Жириновский? Почему «Маяк» рифмовали со словом «мышьяк»? Каким должен быть современный радиоведущий? Что хочет услышать слушатель на радиоволне?

За 20 лет Анатолий прошёл все ступени карьерной лестницы: от ди-джея развлекательной радиостанции до программного директора легендарного «Маяка» и общенационального радио «Вести.FM». И в совершенстве владеет всеми профессиональными секретами современного радио, в том числе и главным — достижения высоких рейтингов.

«Суббота» встретилась с Анатолием Кузичевым буквально через час после его прилёта в Ригу в одном из отелей в Старого города. Как выяснилось, это первый визит Анатолия в латвийскую столицу.

«Никогда здесь не был, хотя в 2003 году работал над документальным фильмом о Риге», — признался Анатолий и с ходу убил своей эрудицией, перечислив добрую половину рижских достопримечательностей — от Домского собора до Дома Черноголовых. И без запинки назвал все части Латвии: Курземе, Видземе, Латгале, Земгале…

— Анатолий, давайте начнём с самого начала: как вы пришли на радио? С детства мечтали стать радиоведущим или помог случай?

— В моём детстве профессии «радиоведущий» не существовало. Были дикторы, и то, чем они занимались, казалось мне нудным, пресным и скучным. Однако в 90-е годы, когда жизнь начала бить ключом и всё вокруг стало бурно меняться, началось новое радиовещание: творческое, необычное, интересное.

Я прочёл объявление о том, что радио нужны ведущие, и пришёл на станцию «Панорама». Конкурс был огромным, желающих море, но меня приметили и взяли.

— Как тогда проходил отбор в радио-ди-джеи?

— Практически так же, как сейчас. Я сидел перед микрофоном, что-то говорил, читал, мне задавали вопросы на эрудицию. Тогда никто не знал, как именно нужно отбирать радиоведущих, все были в этом деле неофитами, действовали вслепую, наобум. Но, как потом выяснилось, ход мыслей был правильным: проверялись именно те качества, которые необходимы для радиоведущего сегодня.

— А какими качествами сегодня должен обладать радиоведущий?

— Очень важен голос — он должен быть выразительным, ярким, запоминающимся. Не менее важна быстрая реакция — это очень радийная черта. А ещё хороший радиоведущий — это эрудированный человек с хорошей речью и, конечно, остроумный.

Легко, смешно и креативно

В послужном списке Анатолия Кузичева не только многолетняя работа на радио, но и телевизионные проекты: программы «День за днём» на телеканале «ТВ-6 Москва», «Доброе утро!» на ОРТ, «Большое плавание» на ТВЦ, «Профилактика» на канале «Россия». Однако Анатолий всё же сделал выбор в пользу радио: чаша весов, на которой лежали радийные эфиры, перевесила картинку на голубом экране.

— Почему такой странный выбор, ведь телевидение — это слава, популярность, узнаваемость на улице?

— Я как-то очень быстро пережил тот период, когда телевидение — самоцель, а увидеть свою морду в экране — событие. Не в обиду телевизионным коллегам скажу, что радио — это самая живая, самая талантливая и самая неожиданная журналистика на сегодняшний день. Здесь ужасно интересно работать. А ещё очень весело! Студенты, которые приходят к нам на практику, когда наступает время прощаться, уходят буквально со слезами на глазах. Им тоже хочется работать в таком коллективе, где всё так легко, дружно, креативно! Наверное, радио — это самое весёлое место работы в мире.

— Знаменитый спектакль, а позднее фильм «День радио», в котором снялись талантливейшие ребята из «Квартета И», Нонна Гришаева, Алексей Кортнев и др., — это про ваше радио «Маяк»? Или про какую-то другую, соседнюю редакцию?

— Я думаю, что это собирательный образ. (Улыбается.) Если припомнить все смешные и нелепые случаи, произошедшие в эфире, а также до и после него, то получится очень весёлый скетч. На любом радио, учитывая его свободу, творчество, импровизацию и наличие ведущего за кадром, простор для манёвров огромный. В том числе и для манёвров комического свойства.

kuzinchev_1

Старый новый «Маяк»

Сегодня «Маяк» — это очень авторитетная информационная станция с многолетней историей, разительно отличающаяся от «Маяка» советских времён. Старшее поколение прекрасно помнит, как раньше эта радиостанция нудно вещала про вести с полей, подвиги шахтёров и закрома родины. Так что Алексей Кортнев, певший о соседе, который «принимает «Маяк» и мешает принять мне мышьяк», был абсолютно прав.

— Как менялся «Маяк» с годами? Как вы искали своего слушателя?

— На днях «Маяку» исполнилось 49 лет. Каждый, кто родился в СССР, до сих пор помнит позывные этой станции. «Маяк» был создан в 1964 году в альтернативу «вражеским голосам». Но несмотря на все усилия, по-прежнему им проигрывал. Потому что это было казённое тоскливое радиовещание. В 90-е годы станция оставалась наследником той самой советской системы и тоже, прямо скажем, не блистала.

Перемены начались в начале 2000-х годов, когда «Маяк» превратился в «Маяк-24» — круглосуточную, новостную, ритмическую станцию. И умыл все разговорные радиостанции, уверенно расположившись на верхних строчках рейтинга.

— Что же такого революционного вы придумали?

— Мы придумали абсолютно новый формат: молодёжно-разговорное радио. Услышав эти два слова через дефис, маркетологи крутили у виска: как можно совместить несовместимое?! Уж или разговорное, или молодёжное! Но мы рискнули и стали говорить с молодёжью на её языке. Причём не на уличном сленге: «Слышь, чувак, чо происходит?» А на правильном великом-могучем. Набрали молодых образованных людей, которые могли общаться с молодёжью на одной волне. К нам пришли Антон Комолов, Оля Шелест, Володя Аверин, Сергей Стиллавин, Роман Трахтенберг… И старая по возрасту станция стала самой инновационной станцией в стране.

— Значит, нынче «Маяк» слушает исключительно молодёжь?

— Молодёжь понятие растяжимое. Средний портрет нашего слушателя — это скорее мужчина, так как у нас много политики и спорта, в возрасте 35-40 лет. Продвинутый горожанин с высоким уровнем доходов, образованный, не лишённый чувства юмора, интересующийся жизнью страны. Впрочем, женщины тоже наша аудитория. Они охотно слушают, например, программу Александра Васильева «Портреты великих модников», в которой он рассказывает о модницах и модниках всех времён — от Клеопатры до Коко Шанель.

Ване от Мани — с приветом!

На волнах «Маяка», как на каждом нормальном радио, звучит музыка. Однако, по словам Анатолия, ей на станции отведена вспомогательная роль. Это передышка в процессе разговора — а значит, она должна звучать нераздражающим фоном. Чтобы было время выдохнуть и идти дальше.

— А заявки от слушателей принимаете? Это же так круто: Ваня поздравляет Маню, и об этом знает весь колхоз!

— В 90-е было такое явление. Сначала все страшно радовались: это же чудо — услышать в эфире знакомую фамилию! Потом привыкли, а потом… устали. Ведь если разобраться, все эти музыкальные приветы — дикая пошлятина, которая тем не менее пользуется популярностью. С одной стороны, мы решили не идти на поводу у слушателей, с другой — не могли не считаться с мнением аудитории. И остановились на компромиссном варианте. В нашем шоу «Валенки» Ваня не просто передаёт Мане привет, но обязательно рассказывает интересную историю из жизни. Со смешными и трогательными подробностями, после чего звучит какой-то музыкальный трек.

— Если сравнить музыкальное радио и разговорное: у которого из них больший потенциал?

— Конечно, у разговорного! Вы получаете авторский подход, авторский комментарий, авторскую дискуссию, полемику, экспертную оценку или аналитику, которую нигде никогда не сможете услышать или скачать. Это и есть эксклюзив. В то время как музыкальная станция предлагает просто набор треков. При хорошем редакторе это умелый подбор музыки, при плохом — натыканные вразнобой мелодии.

kuzinchev_2

Импровизация по сценарию

Родной «Маяк» не единственное любимое детище Анатолия Кузичева. В 2008 году в холдинге ВГТРК появились ещё «Вести.FM»— эту станцию Анатолий открывал уже в качестве одного из её руководителей.

— Анатолий, почему вы, программный директор, солидный руководитель, до сих пор выходите в эфир? Руководили бы себе спокойно!

— Я не могу отказаться от эфира! Это совершенно особое ощущение, когда ты садишься к микрофону. К тому же у меня это неплохо получается, зачем же зарывать талант в землю? (Улыбается.) Я прекрасно совмещаю руководство с работой в эфире.

— Эфир — это импровизация или всё-таки сценарий?

— Это импровизация по сценарию. Как ни странно звучит, но чем лучше ведущий, тем меньше он импровизирует и больше готовится. Вот Володя Соловьёв, блестящий журналист, готовится к эфиру очень тщательно, несмотря на свои мощнейший бэкграунд и потрясающую эрудицию, позволяющую говорить с любым гостем на любые темы. В отличие от юных коллег, он никогда не позволить себе прийти в эфир неподготовленным. Подготовка к эфиру или интервью — признак хорошего журналиста.

— А цензура в эфире существует? Или можно вот так запросто сесть к микрофону и нести любую пургу?

— Конечно, существует! Кто попало в эфир не сядет и что захочет нести не будет. Я никогда не приглашу в шоу, извините за резкость, морального урода. К тому же на радио есть такое понятие, как культура общения. Да, возможно, быть в эфире вежливым мальчиком-знайкой скучно, такие ведущие не нравятся слушателям, но нельзя быть и дворовым хулиганом. Надо уметь провоцировать, балансировать на грани, но ни в коем случае эту грань не переходить: не скатываться в хамство и панибратство.

— Какая последняя новость из Латвии стала предметом обсуждения на вашем радио?

— В основном из Латвии поступают негативно окрашенные новости. Про Музей оккупации, про парады эсэсовцев по главной улице Риги… Сначала народ реагировал на них бурно: осуждал, обсуждал. А теперь привык: ну есть у нас такой странный сосед под боком, что с этим поделаешь?

— Пессимисты предрекают газетам скорую смерть: мол, все новости уйдут в Интернет, и мы, журналисты печатных изданий, останемся не у дел. А как насчёт радио?

— Как система получения сигнала оно, конечно же, умрёт. Это очевидно. На смену идут более совершенные технологии. Но как живой диалог и как самый оперативный источник информации радио останется и будет жить ещё очень-очень долго. Я в этом абсолютно уверен!

Где передний край у математики? Эфирные байки от Анатолия Кузичева

— В вашей практике случались сложные эфиры? Например, я знаю, что гостем одной из ваших программы был Жириновский. Как он, сильно чудил во время передачи?

— Совсем не чудил. Несмотря на то, что Жириновский человек особых манер, он всё же профессионал. Владимир Вольфович всегда знает, чего от него хотят, и никогда эфир не испортит, даже если плеснёт стаканом сока в собеседника. А самым сложным собеседником для меня оказался один знаменитый математик.

— Уж не Перельман ли?

— Нет, не Перельман. Но учёный не меньшего масштаба. Я задаю ему длинный вопрос в ожидании обстоятельного не менее развёрнутого ответа. А он отвечает: «В целом да». Задаю второй вопрос. И слышу в ответ всего одно слово: «Пожалуй». Я с ужасом понимаю, что полчаса на междометиях мы не вытянем, и прибегаю к палочке-выручалочке. Есть такой вопрос, который всегда встречается на ура учёными любых областей: «Скажите, а где сейчас передний край вашей науки?» Но мой собеседник-кремень не него не повёлся и вновь ответил в своём лаконичном ключе: «Передний край математики — везде!»

— Как же вы выкрутились?

— Крутился как уж на сковородке, рассказал все анекдоты про математику, которые знал. Это была каторга! Но самым удивительным было то, что когда запись закончилась, этот математик охотно разговорился за жизнь! Оказалось, нормальный мужик. Просто зажался перед камерой.

— Расскажите ваш любимый радийный анекдот!

— Сразу не вспомню… Процитирую Михаила Леонтьева. Один известный российский спортсмен был задержан за изнасилование. Но через несколько дней девушка, обвинившая парня в преступлении, забрала своё заявление назад. Леонтьев прокомментировал в эфире этот случай старым анекдотом: «Я вчера спас девушку от изнасилования». — «Как?» — «Уговорил!»

Досье «Субботы»

Анатолий Кузичев, коренной москвич, родился 15 мая 1969 года. Карьеру радиоведущего начал в 1993 году. Работал ди-джеем на радиостанциях «Панорама», «Радио Рокс», «Радио России. Ностальжи».

В конце 1990-х — начале 2000-х годов пробовал свои силы на телевидении: сначала в программе «День за днём» на телеканале «ТВ-6 Москва», затем вёл программу «Доброе утро!» на ОРТ, программу «Большое плавание» на канале ТВЦ и др.

С 2004 года работает на радио «Маяк» в должности программного директора радиостанции. С 2008 года занял пост главного продюсера входящей в холдинг ВГТРК радиостанции «Вести.FM».

Женат. Работа жены Татьяны никак не связана с радио. Однако именно она верный слушатель, критик и советчик мужа.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *