В поисках одолень-травы и целебного источника «Ящерица» «Суббота» оказалась посреди первозданного болота, окутанного тайнами и легендами
Если вы хотите нестандартно отдохнуть, отправляйтесь на Большое Кемерское болото! Во-первых, это всего 47 км от Риги. А во-вторых, заповедная трясина — мистическое место, где впору снимать новую версию «Сталкера».
Кемерское болото — вотчина кривых 300-летних сосен и хищного растения росянка: багровые рты-розетки этого насекомоядного цветка придают пейзажу красноватый оттенок.
Как добраться до места. Можно поездом Рига — Кемери, дальше пешком примерно четыре км.
Машиной ещё проще: по Вентспилсскому шоссе (A10, E22), первый поворот налево и ещё три км до автостоянки. Далее вас поведут новые деревянные мостки-путеводители длиною три км. Природная тропа идёт полукольцом до середины болота — пожалуйста, ни шага в сторону, а то провалитесь в трясину.
Что иметь при себе. Возьмите бинокль, термос с чаем, соответствующие обувь и одежду; летом надо прихватить средство от комаров.
Полезная информация. Прогулка займёт полтора-два часа. На тропе есть смотровая башня. Вход — бесплатный.
А ну тебя в болото!
…Солнечный осенний день, кемерское болото распласталось у наших ног и вроде бы недовольно ворчит: мол, ходят тут всякие. Топаю по дощатой тропинке и с каждой минутой продвижения вглубь этого царства мхов всё больше поражаюсь увиденному. Это совершенно особенный мир: здесь среди карликовых растений разбросаны подозрительные крохотные озерки — тёмные и торжественные.
Приземистые кусты, багульник и плющ, взлетевшая птица (кажется, сова), гадюка на кочке. Вспомнился Ги де Мопассан, который писал: «Болота — это особый мир, отдельный, живущий своей особой жизнью, имеющий постоянных обитателей и временных гостей, свои голоса, свои шумы и, главное, свою тайну».
Крикнула ворона, хрюкнула топь: буль, буль. Большой красивый лось прошёлся вдалеке — животное осторожно ступало по кромке леса, граничащего с болотом.
По словам гида, на этом болоте и в окрестных лесах произрастает, не поверите, 897 различных папоротников, 202 вида мхов, 139 лишайников и ещё 521 представитель семейства грибов. Четверть растений территории Национального парка «Кемери» занесены в Красную книгу Латвии, так что не рвите тут ничего, и ещё просьба: не оставляйте в лесу и на болоте мусор.
Опять пернатое взлетело — похоже на хищного беркута. Кстати, на территории Национального парка «Кемери» обитают почти 260 из 342 видов птиц, встречающихся в Латвии.
Села на корточки, чтобы получше разглядеть какой-то странный мох, и наткнулась на картину ужасов: милое растеньице раскрыло «рот» и поглотило комара — росянка ужинает. В природе всё устроено разумно: так как на болотах маловато полезных веществ, нужных растениям, росянка и добирает витамины-минералы из организмов насекомых, которыми питается.
Рассматриваю: на каждом листочке росянки множество волосков-колючек, на каждом из которых — капелька жидкости, напоминающая росу, которая и привлекает внимание глупой мошкары.
Что скрывают торфяные болота
Любое болото — хранилище тайн, это правда. Так, в мае 1950 года два датских крестьянина копали землю в болотах Бьельдсковдаль (Дания) и нашли останки человека, умершего в IV веке до Рождества Христова.
Бедолагу назвали человеком из Толлунда. Топи сохранили даже усы и бороду древнего жителя Земли, причём на ступнях были отчётливо видны порезы от ходьбы по острым камням. Причина смерти человека из Толлунда покрыта мраком — точнее, торфом.
Всего в болотах Европы за последние сто лет было обнаружено около 2000 мумий, которые кое-что поведали учёным о жизни древних народов.
У чёрта на куличках хорошо!
Напоминаем и предупреждаем: болота отлично умеют маскировать опасные места — кажется, что перед тобой симпатичная полянка с клюквой. Ступил ногой — провалился, так как под ней, оказывается, настоящая топь. Признаюсь: когда я попыталась спуститься с деревянных мостков в болото, провалилась в какую-то жижу. Хорошо ещё, что прихватила термос с горячим чаем и вкусные пирожки: было чем согреться! Проводник выдал мне сухие носки и крепко отругал: предупреждал ведь, что с тропы сходить нельзя! Совет — идите по деревянному насту, это надёжнее.
Кстати, это только кажется, что вода в болоте застойная. На самом деле она обновляется часто — каждые пять лет. Специалисты подсчитали: каждый год один гектар болот поглощает из атмосферы больше тонны углекислого газа и выделяет около полутонны кислорода. А ещё они притягивают и поглощают частицы пыли — один гектар болота может «проглотить» до трёх тонн пыли в год.
Всегда считалось, что болото — место гиблое. По легенде, именно здесь обитают черти и кикиморы. Со всей ответственностью заявляем: встретили только одну женщину, живущую недалеко от болота, — весьма колоритная особа, которая обладает трубным мужским голосом и бурным характером.
Одним словом, как писал ещё Михаил Пришвин, болота — это кладовые солнца, а чертей тут никаких нет.
Не все знают, но ещё в 90-е годы накануне своего визита в Латвию огромный интерес к болоту и всему Национальному парку «Кемери» выказал шведский монарх, который был в восторге от увиденного в этих местах.
Так что можете смело отправляться по следам шведского короля — тем более что прогулка, не считая стоимости дороги до места назначения, совершенно бесплатное удовольствие!
Источник «Ящерица»
Советуем совместить прогулку по тропе Большого Кемерского болота с посещением посёлка Кемери, буквально утопающего сегодня в яркой листве осенних деревьев.
Известно, что Кемери на протяжении нескольких столетий был процветающим курортом международного значения.
Всё началось с того, что владелец этих мест курляндский герцог Готхард Кетлер в 1561 году отдал в виде долга кусок болотистой земли своему врачу Фризнеру. Доктор получил шесть крестьянских и рыбацких хозяйств со всеми обитателями, а также хутор Кеммерн. Доктор обратил внимание на то, что местные жители лечатся на местном сероводородном источнике.
Первыми серьёзное внимание на кемерскую воду обратили рижские врачи Гун и Лангенбек, которые в 1796 году направили в Кеммерн пациентов. Кстати, тогда из болотистых труднодоступных мест воду для больных доставляли вёдрами и несли её в дома лесников, где в бочках устраивали медицинские ванны.
Достоверно известно, что лечебные ванны массово здесь начали принимать с конца XVIII века. Но местные минеральные источники заинтересовали врачей намного раньше, и уже с начала XVIII века сюда за лечением потянулись люди, страдающие различными недугами.
В 1801 году великий химик XIX века, петербургский академик Товий Егорович Ловиц сделал химический анализ кемерских минеральных вод.
В Кемери три вида минеральной воды и два вида лечебной грязи: сульфидная сульфатно-кальциевая вода с содержанием сероводорода 22-28 мг на литр; хлоридная натриевая вода средней минерализации (от 28 до примерно 110 мг водорода на литр) и высокоминерализованная (от 110 мг/л) хлоридная натриевая вода с бромом (560 мг/л). Плюс лечебные грязи: торфяная, получаемая из Слокского озера, и сапропелевая, добываемая в озере Каниеру.
Российская империя принялась развивать это место именно как значимый курорт. Первое купально-лечебное заведение было построено русскими властями в 1838 году, а когда в 1877 году между Ригой и Тукумсом была проложена железная дорога, в Кемери стали приезжать на лечение со всей Европы.
Официально же курорт Кемери был основан в 1838 году, когда император Николай I выделил часть этой территории для строительства особой курортной поликлиники.
В 1838 году были открыты ванное отделение и здание администрации — это и стало официальным открытием курорта.
Один из основоположников латвийской и российской бальнеологии — профессор Александр Лозинский, который с 1904 по 1915 год занимал должность директора бальнеогрязевого и климатического курорта и много сделал для его развития.
Рижская газета «Сегодня» 2 июля 1932 года писала:
«Самая сильная в Европе серная вода и йодсодержащая грязь находятся на курорте Кемери. Здесь с большим успехом лечатся многие болезни. Лечение болезней сердца даёт здесь такие же блестящие успехи, как на самых лучших заграничных курортах. Курорт показан и тем, у кого повышенное давление, мускульный и суставной ревматизм, туберкулёз костей и суставов, бронхиальная астма, болезни желудка, нервные боли, воспаление головного и спинного мозга, женские болезни и болезни глаз и другие заболевания».
В начале XX века Кемери был одним из крупнейших и известных курортов, прямое железнодорожное сообщение соединяло его с Петербургом и Москвой. Долгие бодрящие прогулки по пляжу и купание в подогретой морской воде вскоре завоевали широкую популярность среди представителей аристократии. В Юрмалу съезжались генералы, политики и писатели.
…Сегодня Кемери — место ностальгическое, так как ничего здесь более не происходит. Рядом с когда-то роскошной, а сегодня законсервированной гостиницей «Кемери» — ландшафтный парк, созданный садовником Вагнером в середине XIX века. Здесь я нашла павильон-ротонду на островке Любви, памятник основателям и директорам курорта Кемери (1861 г.) и самое популярное туристическое место — павильон серного источника, построенный на рубеже XIX-XX веков.
Дети будут рады: сероводородный источник бьёт из каменного изваяния ящерицы. Известно, что в Кемери водится рекордное для Латвии число видов этих забавных хвостатых животных — как минимум семь.
Место душевное. Не случайно в своё время Кемерский парк и здание санатория «Кемери» облюбовали кинематографисты — в богатых интерьерах санатория снимали фильм «Богач, бедняк…», «Последний рейс «Альбатроса», «Неоконченный ужин», «Ранняя ржавчина» и даже «Страшный год».
Сегодня в Кемери осталось несколько церквей, одна из которых православная. Храм Св. Петра и Павла был построен архитектором Шеелем в 1893 году. К счастью, церковь в хорошем состоянии, можно поставить свечку.
Рекомендуемый маршрут прогулки: парк «Кемери» — улица Карогу — улица Робежу — улица Тукума — улица Броценю — улица Э. Дарзиня — улица Серавоту — улица Туристу — Межа мая.
"Вайру больше не рисую" Следующая публикация:
Латвия между Америкой… и Америкой