lindk

Слуги не хотят подчиняться народу

• 06.06.2012 • Владимир ЛиндерманКомментариев (0)638

Шумиха вокруг парада сексуальных меньшинств заглушила события, которые касаются куда большей части нашего в целом гетеросексуального населения.

Например, СМИ едва-едва упомянули о поправке Дзинтарса Закиса («Единство») в связи с принятием нового закона о проведении референдумов.

Напомню, что правящая коалиция упрямо продвигает закон, существенно ограничивающий право граждан инициировать референдум. Продвинули уже до третьего чтения, а это означает, что закон почти наверняка будет принят.

Суть вводимых ограничений: если сегодня, чтобы «включить» механизм референдума, требуется собрать 10 тысяч нотариально заверенных подписей, то «Единство» предлагает увеличить это число примерно в 15(!) раз. Фактически правящие стремятся похоронить народный референдум как таковой.

Однако до поправки Закиса эти ужесточения не касались референдума по отзыву Сейма. Тут все оставалось по-прежнему: на предварительном этапе было достаточно десяти тысяч подписей. То есть за народом сохранялся действенный инструмент влияния на власть.

Поправка Закиса хочет отнять этот инструмент. В случае ее принятия право народа на отзыв Сейма станет чисто декоративным украшением конституции. Реализация этого права на практике станет малореальной.

Скорее всего, поправка появилась как ответ на инициативу Конфедерации независимых профсоюзов. Стоило кому-то публично заикнуться, что пора, мол, отозвать слуг народа, как «слуги» срочно отреагировали: не получится нас отозвать!..

Пока неизвестно, когда состоится третье чтение и в каком окончательном виде будет принят закон. Но, в любом случае, своей нервной реакцией правящие показали, что они боятся референдума по отзыву Сейма. Показали, что перспектива досрочно расстаться с депутатскими и министерскими постами их не устраивает.

Латвия попала в «тревожный» список

 

Группа европейских интеллектуалов и общественных деятелей опубликовала открытое письмо в газете The Guardian. Авторы письма, среди которых нобелевские лауреаты Дарио Фо и Эли Визель, экс-министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, философ Бернар-Анри Леви и другие видные личности, призывают не допустить возрождения нацизма в Европе.

Надо признать, что яд национализма действительно расползается по континенту. Ультраправые партии, взяв на вооружение несколько подкорректированные националистические лозунги 1930-х годов, наращивают рейтинги и показывают неплохие результаты на выборах.

«В нынешней экономической ситуации, которая благоприятствует поискам козлов отпущения, эта стратегия стала тревожно эффективной. Она позволила экстремистским правым партиям поддерживать правящие коалиции или даже входить в их состав», — пишут авторы письма.

Трудно сказать, имеется ли здесь в виду и Латвия в том числе: у нас в правительство, как известно, входит экстремистская правая партия. Но, в любом случае, Латвия попала в число упомянутых авторами «тревожных» стран. В письме указано: «В Латвии в этом году президент страны вопреки резкой критике впервые поддержал ежегодный марш Waffen SS».

В целом с содержанием письма можно согласиться, и все-таки оно оставляет двойственное впечатление. Упомянуты различные дискриминируемые меньшинства Европы, но только не русские жители Латвии. Этот вопрос по-прежнему остается вне фокуса внимания европейской интеллигенции.

Получается, что заниматься антисемитской, антицыганской или антиисламской риторикой нельзя, а антирусской — сколько угодно. Некоторые господа в Латвии этим и занимаются.

Непокорных — выслать!

Известный бизнесмен-меценат, спонсор партии Jaunais Laiks, он же не менее известный радикальный националист Вилис Витолс, предложил выслать из Латвии инициаторов референдума за русский язык Линдермана, Осипова и Гапоненко.

Причем предложил не как-то там мимоходом, в эмоциональном порыве, а очень серьезно, последовательно изложил свою идею, сослался на китайский опыт, на Киссинджера и т. п. Представил, так сказать, аргументы.

Мне, конечно, лестно, что мой вклад в борьбу с национализмом оценен столь высоко. Но вот о чем я задумался: г-н Витолс действительно считает свое предложение реальным, осуществимым? Все-таки он пожил в разных странах, был почетным консулом Латвии в Венесуэле, занимался разнообразным бизнесом, знает законы. Должен вроде бы трезво мыслить. Не может же он всерьез предполагать, что завтра к Линдерману, Осипову и Гапоненко явятся добры молодцы в погонах, отвезут на вокзал и посадят в поезд Рига — Москва?

Вряд ли расчетливый бизнесмен Вилис Витолс верит, что такое может произойти сегодня или завтра. А в то, что послезавтра, — верит! И хочет заразить этой верой ту часть националистической аудитории, которая уже устала ждать: когда же русские наконец соберут свои манатки и отправятся в Krieviju или куда угодно?!

Цель Витолса и ему подобных — построить в Латвии мононациональное государство, государство «без русских». Покорных — ассимилировать, непокорных — выслать. Эту цель никто не снимал с повестки дня, просто редко кто из правящих говорит о ней так откровенно, как г-н Витолс.

Кстати, в прошлом году он выпустил книгу с символичным названием «Для своих». В ней он дает советы латышам. Например, такие:

«…Между прочим, не позволяйте своим детям учить русский язык. Ни в коем случае. Пусть они не понимают по-русски. Сегодня для Латвии стратегически важно, чтобы здесь было как можно больше людей, не знающих русского языка… Двуязычие недопустимо, поскольку означает русификацию Латвии».

Представьте на минуту, что нашелся бы русский автор, который написал бы и напечатал то же самое, один в один, но применительно к латышскому языку:

«…Между прочим, не позволяйте своим детям учить латышский язык. Ни в коем случае. Пусть они не понимают по-латышски. Сегодня для Латвии стратегически важно, чтобы здесь было как можно больше людей, не знающих латышского языка…»

Но таких русских авторов в Латвии попросту нет (я имею в виду известных людей, выступающих публично, а не безответственный треп в Интернете). Никто себе такого хамства не позволяет. А они — еще как позволяют. В этом и состоит разница между нами и националистами: мы хотим создать языковой комфорт для всех, а они — только «для своих».

…А в связи с намерением депортировать из Латвии меня в компании еще с двумя уважаемыми людьми отвечу словами Высоцкого: «Не бойтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду».

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *