Не сыпь мне соль на трассу!

• 18.12.2013 • Время спортаКомментариев (0)635

Олимпийский чемпион Янис Кипурс о том, как на ВЭФе делали першинги, а в стране основали бобслейную мафию За всю историю латвийского спорта наши атлеты на зимних Олимпийских играх завоевали три золотые медали. Ещё в составе сборной СССР это сделали саночница Вера Зозуля, хоккейный вратарь Виталий Самойлов и бобслеист Янис Кипурс.

 

Всего через несколько месяцев латвийские спортсмены предпримут в Сочи очередную попытку завоевать первую золотую медаль на зимних Олимпийских играх. Для независимой команды нашей страны это пока не взятая высота.

Все главные наши надежды на Олимпиаде-2014 по традиции возлагаются на бобслеистов и саночников.

Корреспондент «Субботы» встретился со знаменитым бобслеистом Янисом Кипурсом, который вместе с москвичом Владимиром Козловым вы­играл соревнование двоек на Олимпиаде в Калгари в 1988 году.

Буржуазный спорт

— Господин Кипурс, известно, что бобслей в Советском Союзе долгое время называли буржуазной забавой и игнорировали. Когда ситуация изменилась?

— В 1980 году на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде команда СССР по количеству завоёванных медалей уступила спортсменам ГДР. Немцы как раз тогда успешно выступили в бобслее. Стало понятно: для того чтобы дать бой в следующий раз, надо готовить своих бобслеистов.

Это поручили известному тренеру саночников Роланду Упатниексу, который и стал формировать команду.

Условия были поставлены самые жёсткие: уже через четыре года принести в копилку советской команды хотя бы одну олимпийскую награду.

— Где нашли первых советских бобслеистов?

— Времени на создание специализированной юниорской школы не было, поэтому бобслеистов решили искать среди действующих спортсменов.

Так как бобслей требовал силы и скорости (боб же перед стартом разгонять надо — в принципе, это было единственное, что мы тогда знали), выбор пал на легкоатлетов.

Я неплохо бегал, занимался вольной борьбой, прошёл необходимые тесты сначала в Риге, потом в Москве и был зачислен в сборную СССР по бобслею.

Можно сказать, оказался в нужное время в нужном месте. Многие спортсмены годы тратили на то, чтобы пробиться в главную команду страны, а у меня на это ушло несколько месяцев. Конечно, была хорошая физическая подготовка, но всё же это был больше шанс, который выпадает раз в жизни.

Получилось, что, ни разу не видя бобслейных саней, я попал в сборную СССР по бобслею!

— Откуда привезли бобы?

— Первые Советский Союз купил в Италии. Стоили они тогда каких-то немыслимых денег. Что-то около двадцати тысяч долларов за каждый спортивный снаряд!

Сани торжественно представили на крытом конькобежном треке в Москве. Спортсмены стали на них заниматься, а конструкторы-механики изучать и совершенствовать технику.

Стали выезжать в тренировочные лагеря и на соревнования. Уже через несколько месяцев мой экипаж был в первой десятке чемпионата мира. Это был очень хороший результат.

Экипаж боба-двойки состоит из пилота и разгоняющего. В принципе, кто чем занимается, понятно. Разгоняющие тогда делали всю чёрную работу — толкали сани что было сил, — а пилоты в этом смысле не перетруждались: их задачей было вести боб по трассе.

В советских командах изменили такой подход к делу. В экипаж включались сразу два физически сильных человека. Мы быстрее разгоняли боб, поэтому получали преимущество на старте. На дистанции, конечно, мы проигрывали, но всё равно общий результат был неплохим. Со временем перестали проигрывать и на дистанции.

Параллельно работали конструкторы. Уже к следующей Олимпиаде на ВЭФе построили свои сани. Их называли и «першингами», и «сигарами». Это было чудо аэродинамики.

На рижские сани реально смотрели как на космический корабль. Только отвернёшься — уже в твой боб кто-то забрался: соперники изучали, как всё устроено. Помню, наш механик буквально за ноги вытащил из саней итальянца — тот всё никак не мог на них насмотреться.

Но, как водится, были и свои минусы. Первые вэфовские снаряды действительно летели по дистанции, но, соответственно, повышался риск не справиться с управлением и перевернуться. Что нередко и происходило.

Тем не менее с задачей партии и правительства советские бобслеисты в отведённые четыре года справились. Экипаж Зинтис Экманис — Владимир Александров завоевал на Олимпиаде в Сараеве бронзовую медаль. Это была сенсация!

Когда разбиваются шлемы

— Известно, что завоевание вашего золота в Калгари связано с громким скандалом…

— В олимпийских соревнованиях надо было пройти четыре заезда. После первых двух мы с Владимиром Козловым уверенно лидировали.

Третья попытка. Стартуем. Рванули. Чувствую, что бегу и тащу сани что есть мочи, а меня буквально назад тянет. Как будто Володя упал и за санями по льду волочится.

Финишируем. Вылезаем из саней и друг другу пеняем: чего ты не тянул! Ничего понять не можем, но чувствуем, что золотая медаль ускользает.

Тем временем уже другие спортсмены дистанцию заканчивают. Шлемы со злости о бобы разбивают — значит, и у них что-то не так.

Потом всё выяснилось: ветер нанёс песка в жёлоб трассы. Попытку отменили, соревнования перенесли на следующий день.

Наше руководство отмену результатов восприняло однозначно: провокация. Всех свободных от соревнований в советской делегации выставили вдоль трассы — следить за любыми попытками манипуляций. Очень нервная была обстановка. Но мы выдержали.

— Вы с Козловым с тех соревнований практически миллионерами вернулись. Ведь завоевали не только первое место в двойках, но и третье в четвёрках…

— Это действительно был редкий случай, когда значительную часть призовых за победу дали в валюте и ещё за границей.

Но шиковал не сильно. Купил в аэропорту жене часы, а в дом — радиоприёмник. До сих пор работает. Орден Дружбы народов ещё дали…

— В советское время никогда не хотели остаться за рубежом?

— Никогда. Советская или не советская Латвия — это мой дом, где живут семья и дети. Куда бежать-то?

Мне кажется, за всю историю нашего бобслея только один латвийский парень остался за границей. Не знаю, как у него сложилось…

— На церемонии открытия следующей Олимпиады вы уже несли флаг независимой Латвии. Почему на самих соревнованиях выступили не очень успешно?

— Тогда толком никто и не знал, будет ли Латвия участвовать на Олимпиаде. Когда долгожданное решение было принято, времени на грамотную подготовку почти не оставалось.

Начал готовиться по другой системе: не размеренно, а сразу брался за тяжёлые веса и так далее. Получил разрыв мышцы. Прихожу к врачу — тот спрашивает: как будешь лечиться, правильно или быстро? Я выбираю второе. Два месяца тренируюсь — снова разрыв мышцы. Диалог повторяется: лечиться правильно или быстро? Снова — быстро…

Так что знамя Латвии на олимпийском стадионе я пронёс, но с самих соревнований снялся из-за очередной травмы.

— Где делают бобслейные сани после развала ВЭФа?

— Бобслейный цех удалось сохранить и перевести в Пардаугаву. Теперь он называется Технический центр бобслея Латвии, а руководит им Янис Скрастиньш — известный специалист, который долгие годы возглавлял команду США, а теперь Бельгии.

К слову, в Риге сего­дня делают бобы не только для национальной команды нашей страны, но и для американцев, россиян, многих европейцев.

Латвия — это бренд в мире бобслея. Наши специалисты нарасхват.

Янис Минин сейчас возглавляет сборную России по женскому бобслею, Гатис Гутис продвигает этот вид спорта в экзотических странах. Я одиннадцать лет проработал с командой Швейцарии, помог этой стране завоевать восемь олимпийских медалей.

Когда мы все собираемся на каком-нибудь соревновании, нас иначе как латвийской бобслейной мафией и не называют.

Конечно, хотелось бы, чтобы и наши спортсмены что-нибудь на Олимпиаде выиграли, и я уверен, что это рано или поздно случится. И, может быть, даже в Сочи!

— Вы сами на Олимпиаду поедете?

— Думаю, буду следить за событиями, сидя у экрана телевизора. Наездился я уже…

Сейчас живу на хуторе по Цесисом, практически в лесу. В Ригу выезжаю только по большим праздникам.

У меня небольшое предприятие: с двумя парт­нёрами разбираем старые дома, делаем из них стройматериалы и поставляем всё в ту же Швейцарию!

Если вдруг поступит серьёзное предложение о тренерской работе, конечно, подумаю, но сам рваться не буду. Надо уже наконец пожить и дома!

***

Из истории бобслея

Бобслей как вид спорта зародился в Швейцарии в конце XIX века, когда в Санкт-Морице, одном из самых знаменитых альпийских курортов английские туристы для большего экстрима скрепили пару обычных саней и начали кататься на них по два, три и четыре человека. Новый вид отдыха быстро прижился. В 1887 году в том же Санкт-Морице был основан первый бобслейный клуб и разработали правила соревнований. В них на санях с рулевым управлением могли участвовать мужчины и женщины в количестве до восьми человек. Требовалось как можно скорее спуститься с горы и опередить соперников на контрольной засечке. С начала XX века в бобслейное движение включаются Австрия и Германия. В 1904 году впервые сконструированы особые сани для бобслея — боб.

Долгое время бобслей оставался видом спорта для очень состоятельных людей. Хорошие сани стоили едва ли не дороже автомобиля, при этом хрупкость и несовершенство конструкции делали их вещью крайне недолговечной. Соответственно, первые бобслеисты были одновременно и спонсорами, и капитанами команд. Обычно молодые обеспеченные люди просто покупали или арендовали боб и, съехав на нём пару раз в качестве вторых пилотов и поняв принцип управления, сами становились пилотами и собирали себе команду. В 1923 году бобслей был официально признан профессиональным видом спорта, образовалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Уже через год состоялся олимпийский дебют бобслея — в Шамони прошли соревнования бобов-четвёрок у мужчин (женщинам к тому времени запретили заниматься этим видом спорта ввиду его крайней опасности).

Современные черты бобслей стал принимать в 1950-е годы. Спортс­мены начали не просто съезжать с горы — большое внимание они теперь уделяли разгону бобов. Для этого в команды приглашали легкоатлетов, гимнастов, футболистов. Бобслей пришлось покинуть толстякам, которые лишь благодаря своей массе придавали саням значительное ускорение, однако были бесполезны там, где требовались сила и скорость. Тогда же началось повсеместное строительство искусственных трасс для бобслея — уже со специальными эстакадами для разгона. В справочнике «Всё о спорте», выпущенном в 1978 году, чёрным по белому написано: «В СССР бобслей не культивируется». Однако активное распространение этого вида спорта и интерес, который он вызывал в ходе олимпийских соревнований, сделали своё дело…

Наша справка

Бобслей — спуск двух- и четырёхместных саней по ледяному жёлобу — традиционно считается одним из самых зрелищных зимних видов спорта. Зимняя «Формула-1», как называют его болельщики и специалисты, привлекает космическими скоростями, напряжённой борьбой и экстримом.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *