Блондинка за рулём

• 30.06.2019 • ИнтервьюКомментариев (0)22

Каково женщине в мужской профессии

Перед встречей с Йолантой Вите, одной из редких представительниц водителей такси, ее начальница призналась, что Йоланта единственная из таксисток, кому удалось сохранить женственность и позитивный настрой в этой непростой профессии. Действительно не верится, что эта стройная блондинка с аккуратной прической и макияжем работает там, где работает.

Виктория СТИЕБРЕ

Ночь. Улица. Бензопила

Самый частый вопрос, который пассажиры задают Йоланте: «А вам не страшно?» Но этой милой женщине не страшно. С самого начала Йоланта не боялась клиентов. Об этом говорит случай, о котором она до сих пор рассказывает коллегам под видом ужасника.

— Одним поздним зимним вечером я уже ехала домой, как вдруг из-за высоких сугробов увидела руку голосующего человека. Я остановилась рядом с ним, а вокруг ни одной машины и ни одного человека. Но когда человек вышел из-за сугроба на проезжую часть, я увидела мужчину в длинном кожаном плаще с большой бензопилой в руке. Я смотрела на него и думала, что, с одной стороны, это смешно, а с другой — оно мне надо? Но пока я на него смотрела, мужчина сел в машину на заднее сиденье, а бензопилу положил рядом. Говорит: «Поехали в Бабите, в лес». Я переспросила: «Действительно в лес?» Мужчина ответил, что живет там. В этот момент мне стало немного не по себе, но я поехала. Закончилось все хорошо: мужчина был трезв, вышел у частного дома и заплатил по счету.

Йоланте не страшно развозить клиентов еще и потому, что в основном она работает в аэропорту. А там публика в массе своей приличная. И не было случаев, чтобы кто-то из пассажиров не заплатил за поездку. Йоланта не работает по городу, да и не хочет, так как обычно это подвыпившие люди после баров в пятницу вечером. Как-то давно ей пришлось подвозить двух пьяных парней — по приезде один вышел, а другой заснул на заднем сиденье. Первый расплатился, но отчаялся разбудить товарища и ушел домой, бросив его у Йоланты. Она клиента и тащила, и толкала, и в конце концов была вынуждена вызывать мужчин из охраны.

По-настоящему Йоланте было страшно, когда она только начинала, и страх этот был связан с улицами Риги.

— У всех нас есть маршруты, которые мы хорошо знаем. Но тут надо знать весь город, и было очень страшно, что я не смогу что-то найти. Вначале мы работали с картами. И я все время боялась, что за 15 минут не смогу по карте найти нужный адрес. Но потом появились навигаторы, и стало легче. А вначале приходилось все заучивать: я просто брала карту и учила наизусть, где какие кольца и улицы. У меня был блокнотик, где было записано, какие улицы параллельны улице Бривибас, а какие перпендикулярны. Даже центр. Казалось бы, мы все знаем, но я не могу везти человека примерно — мне надо его везти по самому короткому пути. Это было сложно, но я с этим справилась. И если честно, я до сих пор учусь. Потому что навигаторы тоже врут, нет такого, что на них можно положиться. Но я всегда могу позвонить коллегам и спросить.

Йоланта говорит, что кто только не приходит в таксисты. Конечно, есть те, кто этим занимается всю жизнь, но есть учителя, дирижеры хоров, есть даже бывший священник. Сама Йоланта пришла в таксисты по экономическим причинам: в 2010 году она внезапно потеряла свой бизнес, связанный с продажей косметики. 10 лет все шло хорошо, а потом пришлось думать, что делать дальше. Вначале Йоланта попробовала поработать в Германии, но ей там не понравилось, тем более что у нее здесь оставалась семья: взрослые дети и мама. У Йоланты было несколько вариантов, но она выбрала такси, так как в то время как раз появилось Lady Taxi, работала там год, а потом перешла в другую компанию. По ее словам, большинство женщин пришли в такси временно, после потери дела, которым занимались раньше. Для Йоланты вождение такси тоже не призвание, а лишь временная работа.

Сон в машине

— Сейчас я работаю в такси на полставки. Остальное время занимает другая должность, но тоже в аэропорту. Это, конечно, тяжелая мужская работа, где необходима физическая выносливость. Даже сидя человек утомляется. А есть поездки, которые длятся 10-12 часов. Недавно я была в Клайпеде; надо было ехать очень внимательно и медленно, так как дороги скользкие, темнота, снег, животные — все это создает нервное напряжение. Спина устает, а я из тех людей, которым нравится двигаться, — я должна пройти свои 10 тысяч шагов в день. Плюс в аэропорту у людей обычно много багажа, и они хотят, чтобы я его поднимала. Они привыкли к тому, что шофер это делает. Но только пару раз мужчины были недовольны тем, что я не поднимала чемоданы. Большинство же, когда видят женщину-шофера, сами поднимают свой багаж. А если пассажир женщина, то мы это делаем вместе.

Когда Йоланта начинала, она немного боялась потерять себя в этой среде и поэтому нашла вторую работу. Просто большая часть таксистов — это парни, которые ничего другого в своей жизни не делали и поэтому боятся что-то менять. Они не верят в то, что смогут заняться чем-то другим. И, находясь вместе с ними в так называемых очередях, Йоланта часто видит какие-то обреченность и пессимизм. Но девиз Йоланты немного другой: «Выше, дальше». У нее всегда был позитивный взгляд на жизнь. Просто потому, что когда-то ей было очень-очень плохо. Так вышло, что она одна воспитывала троих детей, и бывало так, что приходилось пораньше укладывать детей, чтобы они не просили ужина, так как есть было нечего.

— Таксисты относятся ко мне хорошо, но бывает очень неприятно, когда мужчина выходит из машины, поворачивается спиной и делает свое, извините, дело у меня на глазах. Это оскорбительно, и я очень переживаю по этому поводу. Еще многим таксистам не хватает сна, и они спят в такси. Но я никогда этого не делаю! Сейчас я работаю меньше, и сна мне хватает. А когда работала таксистом на полную ставку, очень мучилась, ездила не выспавшаяся. Но чтобы заработать, это надо было делать. Если спать дома свои восемь часов, не заработаешь — вот так вот безжалостно. Мужчины поэтому спят в машинах, а мне было тяжело себя так ломать.

Йоланта рассказала, что в Lady Taxi женщины работали реже, так как их было три на машину. А здесь мужчины сами строят график так, чтобы работы было больше, потому что им надо кормить семью. И на одну машину двое мужчин, которые работают трое суток подряд, моментами прерываясь на сон. Потом три дня выходных и дальше работает второй. А у Йоланты сейчас так, как она договорится. Работает два дня подряд, но ночью ей обязательно нужно ехать домой спать. Йоланте нужен душ, нужны ритуалы, без которых она не может жить и от которых никогда не откажется. Она ездит днем до последнего самолета, который прилетает около часа ночи, и потом едет спать.

Рука на коленке

Люди удивляются, когда видят Йоланту у машины, и не воспринимают ее всерьез как таксиста. Просто проходят мимо и думают, что она такой же турист, как и они. Но когда понимают, что шофер все-таки Йоланта, говорят: думали, что женщина что-то рекламирует. Однажды мужчина из России спросил ее, сколько стоит доехать до центра, затем посмотрел в салон и спросил: «А где таксист?» Потом смеялся, что в России таксистки обычно в джинсах, кроссовках, фуфайке и с сигаретой в зубах. А у Йоланты белый верх, черный низ. Довольно часто случаются забавные недоразумения, когда пассажиры из стран с левосторонним движением садятся на ее место. Что же касается наших пассажиров, то Йоланта замечает:

— Наши задают много личных вопросов. И обычно это мужчины — они самые разговорчивые, особенно когда выпьют. Например: «Что чувствует ваш муж, позволяя вам работать таксистом? Я не позволил бы!» Другие пытаются узнать, есть ли у меня муж вообще. Наши мужчины кладут руку мне на колено. Я останавливаю машину и прошу их выйти. Тогда они говорят, что больше не будут. Пьяными часто садятся, бывало даже, что, только выйдя из самолета, еле на ногах держались. Но таких я стараюсь не брать. Опять же, именно мужчины жалуются на то, как все плохо. Особенно это касается тех, кто работает за границей и приехал сюда на праздники. Они жалуются, что и оставшимся здесь тоже плохо живется. А я им тогда отвечаю, что у меня все в порядке.

Есть мужчины, которым просто очень хочется поговорить, открыть сердце, потому что с ними никто не говорит по душам. Женщины не такие общительные. Однажды мужчина просил меня с ним посидеть на заправке и все рассказывал о своей жизни. Счетчик крутился, а он мне периодически выкладывал по пятерке и просил: «Только не уезжайте». И так три часа. Ему действительно было плохо. Он поплакал, выпил водки. Его тогда жена обманула. Но приходится выслушивать и претензии. Самая частая — не нравится, по какой дороге я еду. Или если я точно не знаю адреса и уточняю, могут сказать: «Сама должна знать».

Мужчины же говорят Йоланте, что она ездит лучше, чем сильный пол, — даже профессиональные гонщики однажды пошутили, что она могла бы быть членом их команды. Они же говорят ей: «Зачем ехать с мужиком, когда есть женщина». Им так приятней. Есть такие, кто хочет ехать именно с ней, и когда очередь Йоланты еще не подошла, все равно просятся к ней. Мужчины же уезжали не заплатив, когда Йоланта еще только начинала. Один заявил, что вообще таксистам не платит, но с женщиной все будет по-другому. Йоланта наивно ему поверила. А другой просто катался весь вечер и к концу сказал, что денег нет. Но был и обратный случай, когда мужчина ехал в казино и в предвкушении выигрыша на радостях заплатил вдвое больше.

— Среди наших есть странные пассажиры. Вот прилетели они только что из Таиланда — и все равно жалуются, как все плохо. Или, например, приезжает загорелая семья в январе. Они рассказывают о своих развлечениях за границей, а потом объявляют, что им не хватает 50 центов. Подумаешь, для них это какие-то копейки. Но для меня такое неприемлемо — если я не могу позволить себе такси, то еду на автобусе. Приходится делать им такой подарок от себя и забыть. И вообще, наши особо не оставляют чаевых, в отличие от иностранцев. А если и оставляют, то один евро. Но позитива все равно больше. Помню одну казахскую семью, которая отправилась на юрмальский пляж и доверила мне поменять свою валюту, которая после конвертации оказалась тысячей евро. Не побоялись чужого человека. Еще и другом меня назвали.

Сейчас у Йоланты есть мечта, которую ей очень хочется осуществить, — опять начать свое дело, но в этот раз связанное с ремеслом. Ей очень нравятся трудоемкое рукоделие и шитье, которые будут иметь ценность впоследствии. Шьет она и руками, и на машинке. К Рождеству Йоланта всей своей семье сделала подарки, сшитые своими руками: оригинальные мешочки для покупки продуктов из легких материалов. Для картошки, яблок, орехов. На эту идею ее вдохновил новогодний запрет на бесплатные целлофановые пакеты. И такие полезные подарки можно будет долго использовать.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *