sidorova_1

Королева аккордеона

• 21.06.2013 • ПерсонаКомментариев (0)662

25-летняя рижанка, красавица аккордеонистка Ксения Сидорова — мировая знаменитость. Она гордость Латвии

В этом году Ксения получила Большой музыкальный приз Латвии ‘2012 в номинации «Превосходное исполнение». Но её вотчина сегодня — большой мир, расписание концертов и записей плотное и напряжённое.

Путь на музыкальный Олимп не был простым, а скорее даже тернистым. Но талантливая и очень целеустремлённая девушка благодаря неимоверному труду реализовала свою мечту.

От королей и принцев

Огромная копилка престижных наград, призов, премий и почётных стипендий Ксении постоянно пополняется. В Лондоне она стала лауреатом премии стипендиального фонда оркестра филармонии, премии «Уигмор» друзей Королевской академии, приза Мейзи Льюис, Philip & Dorothy Green Award и других. Park Lane Group выбрала её для участия в серии концертов молодых исполнителей — что считается большим достижением для молодого музыканта. Аккордеонистка играла и для семьи принца Уэльского.

Влиятельная The Observer называет нашу соотечественницу «прославленной аккордеонисткой из Латвии», а Classical Source пишет, что «она обладает способностью раскрывать и «похищать» самое сердце музыки».

А 1 июля на студии Champs Hill Records выходит уже второй сольный диск Ксении — и это в её годы! — под названием «Fairy Tales» («Сказки»). Знаменитая аккордеонистка играет там с не менее известным Национальным оркестром ВВС Уэльса. Записей, включённых в диски других знаменитых музыкантов, с которыми она играет, и не счесть!

Перед своим нынешним приездом она выступала в Лондоне, в престижном 1901 Art Club, после награждения её очередным призом — на этот раз это была награда от Hattori Foundation. Побывавшая на этом концерте музыкальный критик The Observer Фиона Мэддок писала: «Второй раз за этот год я прихожу в полный восторг от игры Ксении — и это после молчания в области аккордеона длиною в жизнь!»

Жили у бабуси два весёлых гуся…

sidorova_2Я знаю Ксению уже три года и каждый раз смотрю на эту девочку с восхищением: тактичная, воспитанная, приветливая, бесконечно талантливая. Красавица из Риги вошла в мировую музыкальную элиту.

Конечно, всё начинается с семьи. Её папа играл на гитаре, мама — на баяне, бабушка всю жизнь брала в руки гармонь.

— В самом раннем детстве меня часто отправляли к бабушке в Свердловскую область. Бабуля давала мне первые уроки игры. У каких-то знакомых разыскала маленький аккордеон с западающим клавишами, и мы разучили с ней моё первое произведение — «Жили у бабуси два весёлых гуся».

В Латвии принято, чтобы дети занимались чем-то кроме основной школы. И это очень хорошо! Потому что ни в одной стране мира нет государственной музыкальной школы. А ведь базовое образование неоценимо! И наша часть сегодняшней молодёжи, которая не хочет учиться музыке, не представляет, ЧТО она теряет. Ведь стоит это совсем немного, а старт и основу даёт для многих последующих свершений. Сравниваю с тем, что происходит на Западе, — здесь каждый урок стоит 40 латов на наши деньги.

Я училась в 22-й рижской средней школе, а 1-я музыкальная школа была рядом, и мама меня туда отвела. Я уже играла на аккордеоне. А этот инструмент, как известно, не очень востребованный, и места в школе, обычно забитой под завязку учениками, были. Меня познакомили с учительницей Марией Гасель, мы с ней сразу подружились, и она была и остаётся моим любимым педагогом.

«Аккордеон мой украли — это был удар!»

sidorova_3— Ксения, как вы попали в Лондон?

— Случайно. Так получилось, что я записала в Риге два диска. Один — с ансамблем аккордеонистов 1-й музыкальной школы, где я солировала, а второй — на вселатвийском конкурсе «Шанс молодым», где заняла первое место. В качестве приза мне дали возможность записать диск в студии Гунтара Рачса и Зигфрида Муктупавелса.

Этот диск попал в руки моей знакомой (учительнице латышского языка), сестра которой передала диск профессору в Лондон, и он — о чудо! — ему понравился. И меня пригласили на прослушивание в музыкальную академию. Так, в декабре 2004-го, в мои 16 лет, прибыла в Лондон… и сразу попала на вступительные экзамены. Меня приняли.

А через месяц я получила письмо, подтверждающее моё зачисление и присуждение мне стипендии, покрывающей стоимость обучения. Оставила школу и отправилась в Лондон в сентябре. Плакала, не хотелось уезжать из Риги, но надо было идти дальше…

Через месяц, как приехала в Лондон, заболела воспалением лёгких. Пришлось вернуться домой, чтобы не умереть. Думаю, латвийскую систему здравоохранения нам надо бы сохранить — наши доктора лучшие в мире!

Потом ещё один удар: у меня, жившей в общежитии, украли инструмент, который не был застрахован. Трагедия! Но с помощью арт-дилера Мартина Саммерса и Господа Бога мне купили и подарили другой аккордеон. Я не вложила в покупку ни копейки (их тогда просто не было), но потом дала благотворительный концерт.

Когда училась в академии, участвовала в музыкальном конкурсе на приз принца Уэльского. Туда приглашали тех, кто уже выиграл какую-то из названных ими наград. У меня была такая, давшая мне раньше возможность сыграть в престижном Уигмор-холле.

Так и попала на конкурс. Там все инструменты участвовали, в финал попали арфистка, скрипач и я. С Божьей помощью выиграла!

— Как вам живётся в вашем невообразимом темпе?

— Не скрою, темп бешеный. Но мне это нравится — постоянно нужно держать себя в форме: физической, моральной, музыкальной. Постоянно разучиваю новые произведения, обогащая репертуар, потому что для музыканта это очень важно.

Мне нравится, что удаётся выступать в Латвии. Вот и на открытии Цесисского фестиваля искусств 29 июня я представлю свой новый CD — дома, на родной земле, где начался мой путь.

На моём диске записан концерт в семи частях для аккордеона с оркестром чешского композитора Вацлава Трояна «Сказки», а в Цесисе я сыграю с камерным оркестром Sinfonietta Riiga концерт Астора Пьяццолы «Аконкагуа» — это название самой высокой горной вершины в Аргентине.

Недавно выступала в престижном лондонском королевском Альберт-холле вместе с гитаристом из Сербии, моим хорошим партнёром и другом Милошем Карадагличем. Это был вечер Classic FM Live, где звучали произведения из топа этого радио. А после мы выступили в концерте из серии Yellow Lounge — в ночном клубе в Лондоне.

sidorova_4

Нотные партитуры — лучший подарок

— Композитор Артур Маскатс закончил произведение, которое пишет для вас?

— Да, только недавно, теперь дело «за малым» — разучить его. Это сочинение для аккордеона и скрипки, и я очень надеюсь, что мне удастся его сыграть с известным скрипачом Сашей Ситковецким — по крайней мере, Артур для нас двоих его писал.

Аккордеон обладает множеством красок, и даже сами композиторы порой не догадываются, как много оттенков может дать именно классический аккордеон. Они не знают всей специфики аккордеона — ведь сочиняют они, как правило, на другом инструменте — рояле, к примеру, — а исполнитель подсказывает то, что тому известно досконально. Что более удобно ложится на клавиатуру, что можно упростить, а где привнести изюминку.

Аккордеон молодой инструмент, по-настоящему он начал развиваться с конца 1950-х, поэтому нет такого запаса произведений романтической эпохи, не говоря уже о барокко-музыке. Там только возможны переложения. Хотя сам инструмент был изобретён в Австрии в 1829-м, но был весьма примитивным и использовался в аккомпанементе для песен. А первые достойные произведения для аккордеона написали Хиндемит и Прокофьев.

Но сейчас инструмент более сложного образца, поэтому кому как не исполнителю развивать его! Аккордеон на пути к всеобщему признанию на классической сцене, и я хочу, чтобы это закрепилось на долгие годы и для будущих поколений. Чтобы он был узнаваемым среди других инструментов. Поэтому нужно работать с разными оркестрами, солистами и дирижёрами. Это моя главная миссия.

Каждый день играю часами: надо учить новый репертуар, готовиться к следующим записям и новым выступлениям. Даже не считаю часов — постоянно кажется, что их не хватает. Потому что потом выходишь на сцену и понимаешь, что вот надо было ещё… Иногда болит всё тело и пятая точка — а всё равно надо заниматься. Многим тоже не хочется каждый день утром вставать на работу, но надо.

— Приезжайте к нам как можно чаще! Успехов вам и радостных событий!

В июне Ксения Сидорова даёт четыре концерта на родине

Билеты на два концерта Ксении на Рижском фестивале уже давно проданы, но мы ещё сможем её увидеть на открытии Цесисского фестиваля искусств 29 июня и на благотворительном концерте в Большой гильдии.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *