let_urbanovich

Янис Урбанович: "Я за орден Дружбы народов"

• 01.09.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)753

Почему «Центр согласия» не будет расторгать договор с «Единой Россией». — Холодная война никогда не кончалась, — уверен Янис Урбанович, председатель парламентской фракции «Центра согласия». — В основе этой войны лежат извечные страх и недоверие Запада по отношению к России.

Культивируя антироссийские фобии сегодня, наши правящие партии прячут за них неумение вывести страну из кризиса и ввергают Латвию в ещё большую пучину.

— Антирусская карта разыгрывается правящими партиями в Латвии уже третье десятилетие. Почему этот примитивный приём по-прежнему срабатывает?

— К сожалению, уже много лет латвийские избиратели голосуют не за того, чья экономическая и социальная программа лучше, а по принципу «за русских» и «против русских». Русская тема исправно работает как система опознавания «свой — чужой».

Последние политические события показывают: это не латвийская специфика — это одно из проявлений холодной войны, которая в мире никогда не прерывалась. Вот Солженицын, когда его с родины выдворили, сделал своим домом США, призывал американских и европейских лидеров отказаться от политики разрядки, не сотрудничать с СССР. Потому что был уверен: Запад против «совка».

Но прошло время, и он понял: Запад — против России, какой бы там ни был режим. И не кремлёвские пропагандисты, а главный советский диссидент Солженицын позже обличил Запад в том, что продвижение НАТО в Восточную Европу и поддержка цветных революций имеют одну цель: полное окружение России и потерю ею суверенитета.

Я не хочу сказать, что Россия в своей политике всегда без греха. Но агрессия неизменно порождает ответ. Какой костёр можно на этом разжечь, хорошо видно на примере Украины.

Позиция «Центра согласия» такова: в этой истории правых нет, в ней все не правы, поэтому давайте не спешить назначать кого-то преступниками, а кого-то — героями. Сейчас надо всем миром срочно сделать так, чтобы на Украине больше никого не убивали. Это главное. И что же? На нас набросились в Латвии со всех сторон. Одни — с упрёком, что мы взяли сторону России, другие — что мы поддерживаем Майдан.

Нейтральная взвешенная позиция, где за основу взято то, как людям жизни сохранить, никого не интересует. Все хотят крайности, все предпочитают говорить языком эмоций, а не фактов.

То же самое относится к Европе. Посмотрите на ситуацию с малайзийским самолётом! Экспертиза ещё не началась, а виновных уже объявили: Москва, конечно. И это Запад, который всегда гордился приверженностью букве закона! А если всего лишь спросить: «Почему вы решили, что именно Москва?» — тебя сразу заклеймят жертвой кремлёвской пропаганды, и разговор окончен.

Но наша партия всё равно останется при своей позиции. Это позволит нам смотреть людям в глаза без стыда и потом, когда всё закончится.

— Как думаете, третья мировая будет?

— Страшно делать предсказания на эту тему. Но нельзя и отмахнуться от параллелей; ситуация очень похожа на то, что происходило накануне предыдущих двух войн. Нет лучше места и времени, чтобы начать третью мировую войну, чем сейчас. Такой уровень ненависти в людях накопился, такая степень русофобии со стороны Запада, такая его уверенность, что можно говорить в адрес России всё — и не аукнется.

Даже на уровне лидеров стран общения нет — они для себя и так уже всё решили наперёд. Ощутимо пахнет глобальной войной, после которой не останется ни правых, ни виноватых.

Парадоксально, но сейчас я вспомнил бы про советский орден Дружбы народов. В СССР такой был, и сейчас эта награда тоже была бы актуальна — для тех, кто сумеет договориться.

История человечества говорит, что возможен союз даже между самыми лютыми противниками. Сумели же когда-то заклятые враги немцы и французы, которые вечно воевали за территории, однажды договориться и сделать «союз угля и стали». Он был создан как гарантия, что война теперь будет не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям. Позже к этому союзу присоединились другие страны, подтверждая, что не намерены воевать из-за ресурсов. И это стало в конце концов основой будущей Европы. Так почему бы теперь не повторить удачный сценарий?

Европа должна возвестить о мире — пускай даже в ущерб своим финансовым и локальным экономическим интересам. Ведь если разразится глобальная война, ей не отсидеться.

Не рой соседу яму

— Печально знаменитый министр Ринкевич через социальные сети, как это модно сейчас, призвал «Центр согласия» расторгнуть договор о сотрудничестве с партией «Единая Россия», заключённый ещё в 2009 году. Что думаете?

— Я не вижу ни одной причины разрывать этот договор. Правящая партия РФ совершила какое-то преступление? Какое? Расскажите, а главное — докажите. Запад обвиняет Россию в поддержке пророссийски настроенных жителей Украины по очень простой причине: на месте России он именно так и поступил бы. То есть судят по себе. Но это не доказательство.

Лично я смотрю все доступные каналы информации: и российское ТВ, и CNN, и Euronews, и Латвийское ТВ. И не доверяю ни одной монокартинке. Понятно, что пропаганда идёт со всех сторон. А потому мы в своих выводах должны оставаться нейтральными — пока не появятся реальные доказательства чьей-то неправоты.

И второй момент, почему мы не собираемся разрывать договор: Россия сейчас одна против всех. Было бы подло с нашей стороны прервать отношения лишь в угоду политическим рейтингам. Да, из-за этого решения мы испытываем политические неудобства. Но зато чиста наша совесть. Я вообще не очень понимаю сегодняшний ажиотаж вокруг этого договора. Он предусматривает лишь взаимные консультации, возможность общаться. И эта возможность сегодня приобретает особую ценность, ведь, кроме нас, в латвийской политике с Москвой говорить некому. А придётся — любые конфронтации когда-то заканчиваются. Мы должны эту свечу добрососедства не задувать, а беречь.

— Ваш прогноз в отношении России?

— История показывает: всякий раз, когда России приходилось особенно тяжело, она вдруг собиралась — и с помощью верных ходов и военного гения своих полководцев обыгрывала народы, намного более развитые в военном и техническом отношениях. Чем больший заговор против неё организовывался, тем тесней сплачивалась эта страна. Так было во времена Наполеона, Гитлера. Так будет и сейчас.

Большой бойкот ей не повредит — наоборот, российское сельское хозяйство вернёт себе отечественный пищепром, подтянутся на помощь разные знатные фермеры из других стран, не поддержавших санкции, и Россия из импортёра может превратиться в экспортёра, каким она некогда являлась.

В западной прессе сейчас популярны байки о том, как хитрые российские предприниматели помогут европейским партнёрам обойти санкции, но это сказки. Импортозамещение проходит в таких суровых условиях, что для хитроумных схем не остаётся ни времени, ни места. Так что мысль российских предпринимателей сейчас будет направлена на другое: как получить максимальный урожай на своих территориях. Денег России хватает.

Золотовалютный запас вкладывать в сельское хозяйство выгоднее всего: на этих мельницах он будет рождать новые и новые богатства. Запад сам не понял, что сотворил: строя России козни, он на самом деле пробудил её от сна. И я считаю, это хорошо. Соседа под боком лучше иметь не голодного и несчастного, а сытого и довольного.

— Испания, в чьи пограничные города Сеуту и Мелилью стремятся любой ценой запрыгнуть, перебежать или вползти жители соседних нищих африканских государств, с вами точно согласилась бы…

— Если ничего не поменяется, мы можем оказаться как раз в роли не Испании, а этих самых нищих африканцев. Не надо играть в войну санкций. Не надо нагнетать русофобию. Нам нужны хорошие отношения с Россией, чтобы через границу ходили грузы, чтобы можно было туда отправлять свои и здесь принимать их товары. Мы не можем быть хорошим рынком ни для одной страны: слишком малы. Но у нас есть своя роль — моста между Россией и Европой, между востоком и западом. И не надо своими руками рубить его опоры.

Инга РОМАНОВА.

К сожалению, уже много лет латвийские избиратели голосуют не за того, чья экономическая и социальная программа лучше, а по принципу «за русских» и «против русских». Русская тема исправно работает как система опознавания «свой — чужой».

Солженицын был уверен: Запад против «совка». Но прошло время, и он понял: Запад — против России, какой бы там ни был режим.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *