Торг в Сейме больше неуместен

• 12.10.2011 • Тема неделиКомментариев (0)759

Один из вариантов решения политического кризиса в стране — пригласить на пост премьер-министра авторитетного нейтрального кандидата, не связанного обязательствами ни с одной политической партией.

В этой связи чаще других звучит имя Андриса Дениньша — профессора экономики, преподавателя Латвийского университета, директора мировой аудиторской компании AS BDO.

Вне зависимости от того, станет господин Дениньш главой правительства или нет, можно с уверенностью сказать, что его имя теперь будет на слуху.

С кандидатом в премьер-министры Латвии встретился корреспондент «Субботы».

Идиотизм или плохая игра?

 

— Господин Дениньш, вас удивили результаты внеочередных выборов в Сейм?

— Я думаю, что они не смогли удивить ни одного человека, который хоть немного интересуется политикой. Все социологические опросы свидетельствовали о том, что «Центр согласия» выиграет выборы.

Когда некоторые политики сегодня говорят или делают вид, что для них это стало шоком, — это или идиотизм, или очень плохая игра.

Все развитие событий, которое мы сегодня видим, легко предугадывалось.

Почему партия, победившая в выборах, должна уйти в оппозицию? Теоретически единственный вариант ответа: в оппозиции хорошо, можно приятно сидеть, получать зарплату и ничего не делать.

Если так рассуждало «Единство», то это ярчайший пример того, что наша политическая система прогнила.

— Удивление вызвала не столько победа «Центра согласия», сколько их наметившийся тандем с партией Затлерса…

— Второе следует из первого. Вся эта возня по созданию коалиций — издевательство над гражданами Латвии, которые в очередной раз пришли на выборы.

За последние месяцы из Латвии уехали 40 тысяч человек. От хорошей жизни и перспектив не бегут. Люди видят, что становится все хуже и хуже, а наш премьер-министр Домбровскис в это время пишет книгу о том, как Латвия побеждала кризис, и советует ее как учебное пособие другим странам.

Как у бизнесмена, привыкшего жить по строгому графику, у меня возник еще один вопрос: откуда у премьер-министра столько свободного времени? Может, было бы продуктивнее вникнуть в государственные дела?

Мы начинаем прикрываться статистическим данными, но жизнь от этого лучше не становится.

На прошлой неделе я услышал еще одно обоснование того, что мы вышли из кризиса, — увеличился объем розничной торговли. Да с этим повышением цен ему ничего и не оставалось как увеличиться.

Нынешний Сейм — это мирок депутатов, который живет и играет по своим правилам. У меня такое впечатление, что одно из правил — придумать очередную схему для облапошивания.

Я знаю, что в Сейм избираются многие порядочные люди, но создание коалиций, нескончаемый торг между ними вряд ли способствуют тому, чтобы депутаты и в дальнейшем могли гордиться чистой совестью.

Parex, airBaltic, кто следующий?

— С вами переговоры о правительстве, о видении развития страны вели представители трех политических партий. Какое решение проблемы вы им предложили?

— Я глубоко убежден, что Латвию может спасти только сильная вертикаль власти, которая возможна в президентской республике. Иначе у нас бесконечный бег по кругу.

Модель парламентской республики, действующая сейчас, себя изжила. Да, она демократичная (смотрите, сколько у нас партий!), но во время такого управления не получается решить ни одного серьезного вопроса.

По президентской модели в стране будут две, три партии. Партия, которая выигрывает выборы, формирует правительство во главе с президентом. Выстраивается сильная вертикаль власти, появляется ответственность за принимаемые решения.

Все жители Латвии сегодня возвращают деньги банка Parex — благодаря необдуманным решениям правительства. Хотя мы видим, что виноватых в этом грабеже нет, — только Каргин и Красовицкий…

Посмотрите случай с airBaltic и попытайтесь ответить на вопрос: кто виноват, что мы должны искать очередные миллионы на спасение этой компании? Шлесерс? Кампарс? Аугулис? Домбровскис? Ответ будет зависеть от того, какую партию представляет опрашиваемый.

Из Флика сделали единственного виновного, хотя понятно, что без связей в Сейме, без санкций правительства он не мог так бездарно управлять финансами в национальной авиакомпании.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в ситуации с Parex, с airBaltic виновата безответственность коалиций, формирующих правительство.

Это ненормально, когда министерство борется против министерства. Постоянно идет какой-то торг: вы закрываете глаза на это, а мы, другая партия, — за это закроем глаза на то.

В одно и то же время поднимается вопрос об индексировании пенсий, на которые у нас нет денег, и всплывают 57 миллионов латов для airBaltic, которые все-таки нашли…

Весь этот паноптикум я могу объяснить лишь несостоятельностью нынешней власти.

Пример с Кремля и Белого дома

— По поводу сильной вертикали власти и президентской республики сразу вспоминается Россия. Мы что, будем брать пример с Кремля?

— Президентская республика не только в России, но, к слову, и в Соединенных Штатах Америки, и еще во многих странах.

Противопоставление, а не консолидация — это еще одна наша большая проблема.

Это бред, когда спикер Сейма Солвита Аболтиня на вопрос: «Почему вы, политики, не можете договориться и начать работать?» — отвечает: ну понимаете, одни политические силы смотрят на Восток, другие — на Запад. Мол, как тут договориться?..

Этот ответ — реальное признание своей несостоятельности. За двадцать лет можно было уже понять, что нашу страну может спасти только широкий взгляд на вопросы Востока и Запада.

Если мы будем смотреть только в одну сторону, причем в любую, — жить нам с каждым днем будет все хуже и хуже. Только мегапроекты, в которых мы сможем заинтересовать и Россию, и Китай как Восток, и Европейский Союз, и США как Запад, — только они могут вытащить нашу страну со дна пропасти.

— Вы так сильно ратуете за новую форму власти, но вы ведь и при старой очень многого достигли…

— Я знаю, как сложно сегодня вступить в бизнес, найти нишу и успешно развиваться.

Я знаю, что если Латвия примет участие в транснациональных проектах, то и моему бизнесу будет лучше. Развитие мелких и средних предприятий происходит намного быстрее, если осуществляется мегапроект. Это аксиома.

Реальная ситуация сейчас такова, что мы почти проели страну. Посмотрите, кто крупнейшие налогоплательщики Латвии — иными словами, за чей счет живет государство? Latvenergo, Latvijas Gвze… Все это сфера обслуживания. Государственные предприятия-монополисты берут деньги за то, что представляют жителям Латвии свои услуги.

Откуда берут эти деньги сами жители Латвии, из статистики практически не видно. Но заметно, что этих денег становится все меньше и меньше…

Задача же государства — поддержка большого системообразующего бизнеса, а не только сферы обслуживания.

— Что это могут быть за мегапроекты?

— Проекты по инфраструктуре и научно-производственные.

Причем первые лежат на поверхности. Это железная дорога, автомагистрали. Мы можем стать мостом между Европой и Китаем, между Россией и Америкой.

Да, мы про это очень долго говорим, но абсолютно ничего не делаем. По одной простой причине: часть Сейма смотрит в одну сторону, а другая часть — в другую. И пока мы не разберемся с этой ситуацией, будем находиться там, где сейчас находимся.

— Спасибо за беседу.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *