Агитация к размышлению

• 11.01.2012 • Тема неделиКомментариев (0)868

На прошлой неделе появилось сообщение о грядущей информационной кампании по поводу языкового референдума. Даже, как было объявлено, двух — для латышских и русских жителей.

Впрочем, официально это мероприятие, вероятно, будет называться разъяснением основ конституции. И проводиться за деньги налогоплательщиков. В этом нет ничего странного. В 2004 году, перед референдумом о голосовании за вступление Латвии в Евросоюз, за государственный счет граждан призывали сделать правильный выбор. И теперь будут призывать к тому же самому — не выбирать русский язык.

«Насчет кампании еще будет решать коалиция. На мой взгляд, это агитация не по конкретному референдуму, кампания должна быть шире — как по содержанию, так и по продолжительности. Она должна быть направлена на разъяснение конституционных основ страны и обучение гражданского общества. Это более значимый вопрос, который не ограничивается одним референдумом», — сообщил премьер Домбровскис в пятницу в интервью газете Neatkarоgв.

Конечно, было бы очень интересно послушать, как русских на русском языке будут убеждать не голосовать за русский язык. И рассказывать, что единственным языком в стране должен быть латышский. Потому что так записано в конституции.

Свое желание убеждать в этом русское население уже выразили и президент, и премьер-министр. Учитывая их успехи в ораторском искусстве на родном языке, проявленные в новогодних речах, их новые проповеди могут стать событием года и разойтись на цитаты.

Но не будет ли это нарушением закона о языке? На прошлых выборах Центральной избирательной комиссии запретили представлять информацию о выборах на русском языке.

Мистерия о языке

 

Но не менее интересной обещает быть агитационная кампания в ее латышской части.

Многие помнят, как выглядела тоже проводимая на деньги налогоплательщиков агитация перед референдумом о вступлении Латвии в Евросоюз. На Домской площади была разыграна «Мистерия о любви и мечте», в ходе которой прекрасная девушка Латвия падала в объятия долгожданного принца-Евросоюза.

Автором либретто этого действа была народная поэтесса Мара Залите. По моему убеждению, она должна подключиться и к нынешней агитации. Во-первых, Мара Залите основательница и первый председатель Комиссии по государственному языку. А во-вторых, 18 февраля, день референдума, — это еще и день рождения поэтессы, и даже круглый юбилей. Ей исполняется 60 лет.

Вполне представляю себе эту новую мистерию. На сцене разворачивается мистическое противоборство двух актеров в костюме языков: латышского, в соответствующем народном костюме, и кроваво-красного русского. С серпом и молотом. Причем на стороне латышского поют и танцуют женские фольклорные коллективы, а за спиной русского клацают чекистскими сапожищами оккупанты в удобных тренировочных штанах. Впрочем, кто побеждает, ясно.

Любопытно было бы увидеть плакаты, изображающие Лачплесиса, мечом отсекающего русский язык. Или что другое нарисуют. В Латвии очень много хороших художников. Пострадав от кризиса, они будут рады исполнить государственный заказ.

Начало

 

Впрочем, агитация уже началась. Так сказать, в частном порядке.

В Интернете появился первый агитационный видеоролик, созданный Мартиньшем Павасарисом, студентом юридического факультета ЛУ. Естественно, он размещен на сайте объединения «ВЛ!»-«ТуБ»/ДННЛ.

Сначала показывают статьи из газеты «Диена» с высказываниями Юрия Лужкова и Нила Ушакова про латышский язык, затем возникает зловещий портрет Владимира Линдермана, потом памятник Свободы. А потом сам студент Павасарис говорит: «Почти 200 тысяч граждан недавно показали свое единство против нашей страны. Сейчас пришло время, чтобы мы показали свое единство за нашу страну и нашу идентичность». И призывает идти на референдум.

В пятницу этому студенту для изложения его взглядов была предоставлена страница в газете «Диена».

Думается, это только начало. И мы увидим еще немало замечательных примеров наглядной агитации. Как в Интернете, так и на улицах столицы.

Конечно, латышей можно понять. Наверное, единственное, что осталось у латвийского государства, — это государственный язык.

Не смогли

 

Из латышских газет можно узнать, что, оказывается, все эти 20 лет латышский язык вообще никак не защищали, а только притесняли и глумились над ним. И не только оккупанты и их потомки, но и те латыши, что в разговоре переходили на русский язык. А русские в ответ на их толерантность отплатили им черной неблагодарностью — референдумом.

В таком духе на радио Baltkom говорил представитель Vienotоba Янис Реирс. Он сообщил, что в латышском обществе зреет страшная обида на русских. Дескать, латыши их не обижали, соблюдали международные нормы, а эти русские вон какие оказались…

В конце года в газете Neatkariga довелось прочитать о том, что неназванные «друзья Латвии» и «элитарные журналисты» не без помощи денег от зарубежного дяди насадили в обществе политкорректное мнение: латышам защищать свой язык недемократично, это национализм, а защищать интересы латышского народа — вообще экстремизм и возрождение фашизма. Поэтому латыши ничего и не защищали и дошли до такого вот референдума.

И основательница Комиссии по государственному языку печально известная Дзинтра Хирша на прошлой неделе в газете Latvijas Avоze нарисовала страшную картину русификации времен оккупации и не менее страшную нынешнюю, когда латыши массово переходят в разговоре на русский язык, а латышские предприниматели называют свои фирмы английскими словами. Потому что русификация повлияла на их мышление. И они боятся стать неконкурентоспособными или хотят сделать приятное своим русским коллегам.

И вообще, подсчитано, что 41 и семь десятых процента латышей, общаясь с инородцами, говорят на русском языке, негодует бывший депутат Хирша.

Но для русских Латвии вся эта агитация выглядит странно. Ведь на наших глазах за двадцать лет создано огромное количество языковых инстанций и карательных органов, латышский язык защищен суровыми законами, стал языком чиновников, внедряется в русские школы, везде вывески, приказы и инструкции только на государственном… Да вы и сами знаете.

И что, оказывается, все это было зря? Все равно не сохранили латыши свой язык, не сберегли…

И теперь одна у них надежда осталась — на референдум.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *