Что делать маме с восемью латами в кармане?

• 25.01.2012 • ОбществоКомментариев (0)675

По мнению руководителя латвийского бюро Международной организации ООН по миграции Илмара Межса, Латвии следует поучиться у Эстонии, которая за последние 10 лет вложила сумму постройки нашего Южного моста (600 000 000 латов) в демографическую политику и молодые семьи.

— Господин Межс, вы призываете латвийских женщин рожать трех и более детей. Извините, а сколько их у вас самого?

— Четверо. Я хорошо знаю, что такое шесть человек за семейным столом и четыре пары детской обуви в коридоре… Одним словом, имею право морализировать на эту больную для Латвии тему. Но я еще больше призываю правительство создать условия для того, чтобы наши женщины могли иметь столько детей, сколько они хотят и сколько им дает Бог. Уверен, что нежеланные дети — это тоже неправильно… поэтому нужно помочь тем, кто хочет иметь двух, трех и более детей.

Как показала последняя перепись населения, демографическая ситуация в Латвии хуже, чем мы предполагали: количество детей чуть ли не в два раза меньше, чем количество пенсионеров. В принципе, это демографическая катастрофа.

За последние 18 лет у семейных пар (людей от 18 до 40 лет) появилось детей В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ, чем у их отцов и матерей. Это беда, которую многие просто еще не осознают и которая очень скоро больно ударит по стране.

Население Латвии сокращается просто стремительно: по официальным данным, за период с 2000 по 2011 год Латвия потеряла 13 процентов жителей. А на самом деле еще больше: не каждый выезжающий на заработки декларирует своей отъезд и не каждый возвращается домой. Среди двух миллионов посчитанных жителей каждый 10-й не находился в Латвии, а данные были просто включены из регистра населения.

— Сколько детей в среднем рожают латвийские женщины?

— Одного ребенка. Точный статистический показатель — 1,1. Для сравнения: в Ирландии и Исландии приходится 2-2,2 ребенка на одну женщину. В Скандинавских странах, Англии и Франции — 1,8-1,9. А в Эстонии 1,6-1,7, что было бы реально и в Латвии.

— Но в развитых странах Европы живет огромное количество турецких и арабских семей, которые пока еще придерживаются традиции многодетных семей…

— Где-то вы правы, но не все так просто. В Исландии мигрантов единицы, а детей там рождается намного больше, чем в Латвии.

Ирландия, куда эмигранты потянулись в последние пять-семь лет, большую часть прироста рождаемости обеспечили приезжие из новых стран ЕС: латвийские, польские, литовские и другие девушки, которые охотно обзаводятся там малышами. Но надо понимать, что и без иммигрантов у местных ирландцев показатель рождаемости завидный — 1,9-2.

В соседней Эстонии, где нет арабских или китайских кварталов, малышей рождается не в пример больше, чем в Латвии: 1,7, и этот показатель растет!

Почему рожают эстонки

 

— Почему эстонки рожают активнее, чем наши женщины? Неужели жизнь у балтийских соседей намного лучше нашей?

— Лучше, и именно для молодых семей. Эстонцы на протяжении всех учебных лет обеспечивают детей бесплатными школьными обедами. В Латвии это делается только для учащихся первых классов. Мне рассказывали о случаях, когда ребенка в латвийской глубинке оставляли на второй год в первом классе только для того, чтобы он еще хотя бы одну зиму поел вволю… Это нормальная ситуация?

Во-вторых, у эстонцев существует дополнительный оплаченный государством выходной день для многодетных родителей. Это кому-то может показаться мелочью, но только не тем семьям, у кого трое и более детей.

Идем дальше — в Таллине говорят об очередях только в элитарные детсады, расположенные в центре города. Но в микрорайонах каждая мама найдет для своего малыша место в детском учреждении.

Кстати, в Швеции или Польше, когда я рассказываю про наши многолетние очереди в детские сады, коллеги меня не понимают. Они переспрашивают: ну если нельзя сразу попасть, нужно прийти через месяц или как? Я отвечаю: или никак… Кстати, в Киеве, где я работал пару лет, я для своего Яниса сразу смог выбрать лучший среди пяти садиков.

Вовсе не богатая Эстония в течение последних 10 лет вложила 600 миллионов латов в молодые семьи. Пособие на ребенка у соседей 14 латов, а не восемь, как у нас.

Когда в эстонской семье рождается третий ребенок, пособие автоматически утраивается. И семья с тремя детьми получает три раза по 42 лата — то есть 126 латов в месяц вместо наших 24 на тех же трех детей. Чувствуете разницу? Вот эстонки и рожают охотнее — нет такой угрозы впасть в нищету с младенцами и все мамы могут вернуться на работу, так как детсад гарантирован.

Наши мамочки, имея восемь латов пособия на каждого малыша, часто вынуждены находиться дома и не работать только из-за того, что не с кем оставить ребенка. Как в такой ситуации рожать второго малыша, а тем более третьего? Как прокормить детей, если нет мужа или он зарабатывает 200 латов на руки? А такое сплошь и рядом.

Святее Папы Римского

 

— Как сократить очереди в детские сады?

— Знаете, я строил бы побольше простых детских садов — в самом деле, можно обойтись без плавательных бассейнов и прочих дорогих удовольствий. Когда я учился в США, мой ребенок ходил в латышский детский садик в Мичигане, который действовал при социальном центре. Там не были обязательны стандарты ЕС по обеспечению каждого ребенка в детсаду большим количеством квадратных метров, но в комнатах было чисто и уютно, стояли маленькие скамеечки, маленькие кроватки, a по вечерам приходили люди, пели и танцевали. И никаких проблем это ни у кого не вызывало — ни у родителей, ни у воспитателей.

— Ну, американцы очень гибкие, прагматичные люди…

— Латвии не надо всегда слепо следовать самым высоким евростандартам, надо жить проще и по возможностям. Как я говорю, мы часто стараемся быть святее Папы Римского. Мы стараемся максимально внедрить все евростандарты, не задумываясь над тем, как это повлияет на среднего жителя.

Государство обязано обеспечить всех желающих местами в детских садах! Это важнее многих прочих госпрограмм.

Для многодетных семей — особые льготы!

 

— Что, на ваш взгляд, следует сделать для тех семей, которые мечтают о третьем ребенке, но не могут позволить себе такой роскоши?

— Облегчать им жизнь где только возможно. Например, снижать тарифы на электричество: понятно, что большая семья истратит на стирку и освещение намного больше киловатт, чем один-два человека. Снижать налог на недвижимость — и так далее. Рождение третьего, а тем более четвертого ребенка не должно поставить семью за грань выживания.

По данным Eurostat, в Латвии риск оказаться в бедности для семей с тремя и более детьми вырастает в 2,5 раза!

Для обычных семей, то есть с одним ребенком, вероятность оказаться ниже прожиточного минимума равна 20 процентам, а у семьи с двумя-тремя и более детьми она уже более 50 процентов!

Куда испарились 300 000 жителей Латвии?

 

— Любопытно, исторически латышские семьи были многодетными?

— Нет. Балтийские губернии с царских времен выделялись самой низкой рождаемостью: в среднем у каждой женщины было два-три ребенка.

Самая высокая рождаемость в Латвии была в конце 80-х — в последние годы СССР и начала атмоды. Тогда родились примерно 42 000 детей, a сегодня только 19 000. Остальные не планируют иметь детей или уехали и рожают своих детей в Ирландии, Германии или Великобритании, где даже с 10 детьми не пропадешь, скорее наоборот — материально будешь жить лучше.

Считается, что в Латвии материально более всего ущемлены пенсионеры. А я считаю — семьи с детьми. Пенсионер хоть какую-то небольшую пенсию, но регулярно получает и нескольких детей ему кормить не надо. А вот мать с тремя детьми, которая не может выйти на работу из-за отсутствия места в детском саду, — это куда хуже. Да и работу еще надо найти…

— Сколько людей реально осталось в Латвии?

— По бумагам или на самом деле? По недавней переписи, численность населения Латвии составляет 2 067 887 человек. Но, как мы знаем, народная перепись зафиксировала только 1 880 000 — то есть кроме 190 тысяч эмигрировавших, еще 188 тысяч куда-то исчезли и данные о них взяты из регистров. Встал вопрос: эти сотни тысяч людей вышли в магазин в то время, когда их искали, или они давно живут в Ирландии?

— А иммиграционные законы?

— В начале беседы я упоминал, что люди уезжают из страны, но никто не знает, кто, на какой срок и куда. По существующим законам, эмигрантом человек считается только тогда, когда он сам зарегистрировал факт эмиграции и прожил за границей полных 12 месяцев. Этот факт декларирует только каждый десятый эмигрант. Приведу пример: по официальной статистике, за 10 лет в Великобританию уехали всего пара тысячи латвийцев. Англичане же насчитали почти 50 тысяч. То же самое с Ирландией, где, по данным местных властей, 46 тысяч иммигрантов из Латвии — людей, которые получили номер социальной защиты, чтобы можно было официально устроиться на работу. По латвийской же бухгалтерии, в Ирландии всего несколько тысяч наших сограждан.

Поэтому уверяю вас: через каких-то 7-10 лет Латвию настигнет ощутимая нехватка рабочей силы. И нет детей, которые, как я уже сказал, не рождаются в нужном количестве. Те дети, которых мы не рожали начиная с 1990 года, не смогут платить пенсии тем, кому сегодня 45-55 лет. Представителей поколения 20-летних будет вдвое меньше тех, кто сейчас готовится выйти на пенсию. Да, в первые годы мы еще будем использовать внутренние резервы: снизится безработица, часть пенсионеров тоже будет подрабатывать. Но лет через 7-10 этот резерв иссякнет.

Можно продолжать экономить, конечно, на пустых школах, зарплатах сокращенных учителей, но это тупиковый путь.

В Латвии будут чайнатауны

 

— Не понимаю, кто поедет на заработки в Латвию, где, уверена, и через 10 лет не будет немецких зарплат и нормальных социальных гарантий?

— Приедут люди из стран, где сегодня работают за 100, 50 и даже 20 долларов в месяц. К нам прибудут семьи из стран Азии. Сам недавно помогал одному человеку из Бангладеш, который год работал на рыбном заводе то ли в Южной Корее, то ли в другой стране (он сам до конца не понял, где оказался). Мужчина год не выходил из помещения, где от зари до зари сортировал рыбу — за 100 долларов в месяц. При этом он был счастлив, что заработал более тысячи долларов, на которые потом 10(!) лет сможет кормить семью в своей деревне. А вы говорите, кто поедет в Латвию! А на зарплату в 200 латов найдутся желающие из Грузии, с Украины и из других стран бывшего СССР.

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *