efremov-20130206_1

Миша Ефремов & сыновья. Мысли вслух

• 20.02.2013 • КиноКомментариев (0)893

Представители самого мощного русского актёрского клана собрались в Риге. По просьбе «Субботы» Ефремовы назначили героев нашего времени и порассуждали о судьбе России, миссии кино и важности денег.

Самый востребованный и талантливый актёр российского кино Михаил Ефремов пустил корни в Латвии: приобрёл домик в Юрмале, куда регулярно наезжает со своим многочисленным семейством. Отдохнуть и подышать свежим воздухом. На днях актёр совместил приятное с полезным — съёмками в новогодней комедии «Тётушки» (совместное производство россиян и нашей кинокомпании Forma Pro). Михаил Олегович впервые сыграл в компании двух своих сыновей:

efremov-NikitaJefremov_1Никиты (от брака с литературным редактором «Современника» Асей Воробьёвой) и Николаем (от брака с актрисой Евгенией Добровольской). Оба старших сына Михаила Олеговича — достойные продолжатели актёрской династии. Никита окончил математическую спецшколу и музыкальную по классу скрипки и вокала. Потом учился в Школе-студии МХАТ, из которой пришёл играть в основанный дедом театр «Современник». Получил премию «Золотой лист ‘2009» за лучшую роль — Чацкого в спектакле «Горе от ума». В кино Никита снялся в фильмах «Любовь с акцентом», «Баллада о бомбере», «Золушка», «Моя прекрасная няня»…

Николай учился в ГИТИСе. Снялся в картинах «Белая гвардия», «М.У.Р.», «Духless»… В отличие от Никиты, Николай уже не в первый раз работает в кино вместе с папой. В диснеевской «Книге мастеров» Ефремов-старший сыграл 34-го богатыря, которого сократили, чтоб не портил рифмы и размера «Сказки о царе Салтане», а Николай — друга Иванушки. Воспользовавшись приездом в Ригу всех трёх Ефремовых, «Суббота» попросила их порассуждать на разные серьёзные темы и сравнила ответы разных поколений.

Герой нашего времени: Господин хороший, Дьявол, Бэтмен

Михаил Олегович (49): Если сходу называть, то это какие-то пелевинские герои — от вампиров (v-empire — люди, которые передают друг другу особый «язык», позволяющий читать мысли. — Прим. корр.) до дискурс-монгеров (по сути, распространителей путаницы. — Прим. корр.). На тему героя я задумался, посмотрев новый фильм Тарантино «Джанго освобождённый» (спагетти-вестерн про беглого раба Джанго, который ищет проданную отдельно жену Брунгильду и мстит за неё. — Прим. корр.).

В России крепостное право отменили примерно тогда же, когда у них рабство, но чтобы у нас назначили героем какого-нибудь крепостного — такого не бывало! Те же Разин и Пугачёв — казаки, а не крепостные. А крепостные кто у нас? Ванька Жуков, который пишет на деревню дедушке, и вершина русской литературы про крепостное право — «Муму». Всё же американцы к историческому факту рабства и унижения человеческого достоинства относятся как-то иначе. Мне хотелось бы, чтобы героем нашего времени стал человек, который не даёт унижать человеческое достоинство. Но боюсь, что такого не случится: машина промывания мозгов создаёт у людей псевдомир и псевдоценности. В этом смысле в России происходит очередной откат назад, к крепостному праву. У нас история всегда дважды повторяется: один раз — как трагедия, что мы имели в XX веке, а второй раз — как фарс. Новые законы и телодвижения власти безумно странны и средневековы, что пугает. Сегодня герой нашего времени — некий Господин хороший с зачатками поэтизированности и гражданственности. Хотя вообще-то идеал создавать глупо, тем более на пороге новой эры великих открытий, связанных со средствами коммуникаций, — она может многое перевернуть.

Никита (24): Современный герой — очень слабый человек. Потому что нет у него сил противостоять злу, которое всё такое прекрасное и улыбчивое. Сейчас время дьявола. Наверное, именно он и есть реальный герой нашего времени, который вполне успешно трудится над своей задачей. И будет торжествовать, пока не встретит свою Тамару.

Как-то в XVIII, XIX веках люди достойнее переживали трудные ситуации, выражали свои чувства. Сейчас очень большие проблемы с уважением к самому себе. Люди себя не уважают, не ценят то, что один раз живут, — вот их дьявол к себе и прибирает. А может, на то есть причина? Много слишком народу стало — шесть миллиардов человек. Теряется самое главное, что должно быть у каждого человека, — индивидуальность. Все эти песенки весёлые и фильмики ни о чём направлены на то, чтобы ты получал удовольствие, встроившись в системку, и ни о чём не думал. Мне в этом смысле близок писатель Захар Прилепин. Очень понравилась его книга («Патологии») про чеченскую войну. Молодой человек едет на войну. Когда ты встречаешься лицом к лицу с возможностью умереть, понимаешь, как далеко до дома, наверное, тогда начинаешь ценить что-то в этой жизни.

Nikolaj Jefremov

Николай (21): В России героя нашего времени для меня нет. Такая уж страна: вроде героическая… только героев нет, которые реально что-то делают. Для меня герои — Человек-Паук, Бэтмен, которые спешат всем на помощь, но они ведь не российские.

Героиня нашего времени: Ксения Собчак и мамы

Михаил Олегович: Не думаю, что в XXI веке гендерные признаки главенствуют над ситуацией. Хотя в России это, к сожалению, так. Человеческое достоинство, право, свобода — вот вам основание к мирозданию. А мужик ты или баба, еврей или велосипедист, чернокожий или китаец — разве это так важно? На мой взгляд, вполне героиня нашего времени — Ксюша Собчак. Отношусь к ней с большим уважением и интересом и поздравляю с недавним замужеством. У неё произошла глобальная переоценка ценностей, а когда у человека такое происходит — это всегда хорошо.

Как человек пожилой, более консервативного воспитания, не возьму на себя миссию назначать идеал, на который молоденькие девушки должны были бы равняться. Хоть у меня и три дочки — не хочу быть воспитателем. И так старшая (Анна Мария — от актрисы Ксении Качалиной. — Прим. ред.) называет меня занудой за то, что я ей нотации читаю, а если я буду это делать массово — меня совсем идиотом считать начнут.

Никита: Я сказал бы, что героини нашего времени — мамы, которые терпят это тяжёлое поколение детей.

Николай: Для меня мама моя (актриса Евгения Добровольская. — Прим. корр.) — героиня. Жизнь у неё тяжёлая, а она всё выдерживает. Страдает, но не сдаётся.

Судьба России и русских: тяни-толкай, почва для наблюдений, ничего хорошего

Михаил Олегович: Незавидная судьба. Хотя, казалось бы, с таким количеством полезных ископаемых могла, должна быть завидной! Но Россия всё перемалывает — на большинстве людей эти богатства никак не отражаются. Вот раздали бы землю каждому россиянину хотя бы по гектару — тогда и увидели бы, что такое русские. Частная собственность — одна из основных мировоззренческих сущностных вещей, без которых невозможно обществу развиваться. А у нас есть горстка людей, которые решили, что земля ихняя — и точка. Поэтому Россия такая удивительная страна.

И всё же была бы возможность не жить в России — я бы не уехал отсюда! Тут жить интересно. За одну мою жизнь столько всего поменялось, как ни в одной другой стране. Ну, может, в Китае. Наши просторы создали тот самый пресловутый менталитет, который позволяет мне прекрасно себя чувствовать и за границей. И потом, мне в полной мере присуще одно из основных русских качеств — не зависть, как многие могли подумать, а лень. Мне лень шевелиться, лень думать, лень менять… Лень всё! У России есть особенная стать, что всем пора понять. Она же наполовину там — наполовину сям, наполовину Европа — наполовину Азия, чего в ней больше, никто понять не может, даже сами русские. И даже измерить её не могут, поскольку аршин как меру длины давно отменили. Россия — всемирный тяни-толкай, полигон всего на свете. Чего тут не было? Всё было. Чего тут не будет? Всё будет. И после всего всё снова пойдёт своим путём.

efremov-Artistka

Никита: Всё хорошо будет у русских. Пройдёт один переломный этап, настанет другой. Для меня как актёра происходящее в России — благодатная почва для наблюдений и возможностей размышлять. Я не участвую в протестных движениях. Считаю это бессмысленным: власть всегда есть, была и будет. И не надо мне говорить про демократию — не вижу разницы! Есть общество потребления, есть экономика, нацеленная на потребление, есть оборот денег и власть, которая всё это контролирует. Зачем народу править? Народ должен жить, а управлять должна власть. Кажется, что где-то в Скандинавии всё выглядит более благополучно? Просто там меньше народу и больше кислороду — маленькие страны на берегу моря. Зато у них уровень самоубийств в разы выше, чем в России. То на то и выходит.

Всё просто: нравится — живи в России, не нравится — уезжай. Лично у меня такого желания нет. Я люблю Россию, я патриот, там у меня мама и папа, семья. Мне кажется фальшивым, когда люди начинают рассуждать, как у нас всё плохо. Когда заканчивалось время Советского Союза, запрос большинства был прост: стиральная машина «Вятка», «жигули» и чтоб поесть всегда было. Запрос выполнен. А если тебе снова кажется, что плохо живёшь, — значит не так живёшь, не тем занимаешься.

Николай: Я предпочёл бы жить в другом месте — в Лондоне, Амстердаме, Франции, Америке, — но не здесь. В России власть такая… Понятно какая. Народ бедствует. И все куда-то несутся, несутся. Не могут остановиться и подумать…

В чём миссия кино: величайшая разводка, аппарат отупления, гарнир к попкорну.

Михаил Олегович: Я давно говорил, что есть две шикарнейшие разводки человечества, созданные XX веком, заставившие в себя поверить всё человечество, — это кино и космос. Туда очень много денег вбухивается, а отдачи никакой, кроме больших бокс-офисов и непонятных открытий. Зачем нам космонавтика? Ну разве что телевизор можно теперь везде смотреть через спутник. А выискивать, что куда летит, — зачем? Если оно к нам прилетит, мы и так узнаем. Без космонавтов! Так же и с кино. Особенно с тем, которое не искусство, а индустрия.

Никита: У меня был выбор, мог и не идти в кино (Никита успешно окончил математическую спецшколу. — Прим. корр.). Но случилось так, что я выбрал кино и театр. Наверное, сны у меня были слишком яркие для технических профессий.

Мне не нравится, когда кино просто рассказывает некий сюжет. Хорошо, когда зрителю оставляют пространство, чтобы подумать. Когда не разжёвывают ситуацию, а делают зрителя её участником. Из последнего, что я смотрел, мне очень понравился американский сериал «Во все тяжкие». А из русского кино — всё, что снимает Андрей Звягинцев, «Шапито-шоу» (Сергей Лобан). Очень достойный труд проделал Сергей Урсуляк в сериале «Жизнь и судьба» (по военному роману Василия Гроссмана). Впрочем, я не считаю, что кино — искусство для русских людей. Это скорее театр. В советское время было кино хорошее, с переходом к России многое потерялось. Диалог прекратился, телевидение стало людей отуплять, использовать как брёвна какие-то. Мрачно как-то.

Николай: Искусство — это театр. А кино нужно, чтобы народ развлекать. Мой папа, например, кино вообще не считает за работу. Кино — это попкорн, кока-кола, большой экран, друзья и подруги. Даже крутые фильмы смотрятся с попкорном без проблем. Я даже на Германа-старшего возьму попкорн, чтобы было чем занять руки и нервы… Если честно, мне русское кино не очень. Предпочитаю итальянское, американское, французское. От Феллини до Тарантино.

…У меня был выбор — кино или нет. Мог делать карьеру в футболе или поваром работать. Но пока пошёл в театр и кино. Поваром ведь никогда не поздно. Я расстался с девушкой — стало некому готовить, и желание идти в повара пропало… Я уже начал учиться в театральном, но бросил. Наверное, опять начну.

efremov-Popcorn

Зачем нужны деньги: эквивалент ценности, просто бумага, всегда нужны

Михаил Олегович: Деньги — это общечеловеческий регулятор, лакмусовая бумажка людей. Несовершенная, но другой не придумано. С другой стороны, и такие бескорыстные ценности, как милосердие, сочувствие и сострадание, никто не отменял. Хотя лично я… удавлюсь за деньги. (Смеётся.) Деньги — это не зло и не добро. Это неотъемлемая часть человечества, эквивалент ценности. Если не будет денег, то посмотрите американские фильмы про всякие ядерные катастрофы — ценностью будут вода, воздух… Деньги — документ, который подтверждает, какая у тебя есть материальная ценность, и все этими документами обмениваются.

Никита: Деньги — это бумага. И когда все это поймут, то станут к ним относиться проще. К слову, они и есть герой нашего времени — ради них многие работают и живут, они определяют свободу и зависимость. Впрочем, хорошо, что они у меня есть и я могу заниматься тем, что мне нравится, не думая о них.

Николай: Деньги всегда нужны, но у меня нет никакой мании на них. Хорошо, чтобы их было побольше, но и так нормально.

Что значит «быть Ефремовым»: не хорошо и не плохо

Михаил Олегович: С гордостью ношу фамилию моего отца, который её прославил. Впрочем, мои дедушка и мама (знаменитый оперный режиссёр Борис Покровский и актриса Алла Покровская. — Прим. ред.) тоже из нехилых семей. А прапрадедушка Иван Яковлев — вообще основатель чувашских алфавита и письменности. Рассказывать, что я чувствую по поводу своей фамилии, больше пользы от неё или вреда, — всё равно что отвечать на вопрос: «Вода — это хорошо или плохо?» Она есть. Конечно, это очень приятно и лестно, что и папу моего не забывают, и деда, и дети мои не подводят… иногда. С другой стороны, кичиться этим тоже не очень правильно.

Никита: Я горжусь своей фамилией. А как лучше — с ней или без неё, с чистого листа, — не знаю. Мне не с чем сравнивать. И пока мне всё нравится… Мы не так уж часто видим друг друга, собираемся всей семьёй лишь по большим праздникам. К примеру, недавно мы с отцом и бабушкой были в театре Бориса Александровича Покровского — моего прадеда, которому исполнился 101 год. Смотрели попурри из оперных постановок, которые он ставил. Судя по ним, тогда были совсем другие люди: светлые, образованные, интеллигентные. Наверное, им повезло, что они жили в то время, потому что у них было пространство для творчества. А у нас время странное… Впрочем, времена не выбирают.

Николай: Я дедушку Олега Николаевича очень любил, и он меня. Я тогда маленький был, поэтому ничему толком у него научиться не успел, но помню, как он говорил: «Надо любить свою работу и относиться к этому как к ответственному делу». А мой прадед Борис Александрович (Покровский. — Прим. ред.) говорил: «Чтобы идти вперёд, надо оглянуться назад».

Быть Ефремовым — это круто! И жить с этим — круто. А выбор у человека всегда есть, с любой фамилией. В конце концов, Ефремов — это тоже просто фамилия. Много есть разных любопытных полезных фамилий — например, Непейпива…

Кристина ХУДЕНКО.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *