Неоконченная пьеса для Латвии с новыми министрами

• 29.01.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)693

«Дедушка взял в жёны бабушку. Со своими внуками…» — так интерпретирует состав и задачи нового правительство политолог Кристиан Розенвалдс

 

В ролях:

Строгий, но добрый дед, патриарх семьи — Андрис Берзиньш.

Неунывающая, полная энергии бабушка — Лаймдота Страуюма.

Внуки дедушки: партии предыдущей коалиции.

Внуки бабушки: партия «зелёных» и крестьян.

Краткое содержание неоконченной пьесы для бедной Латвии

Строгий добрый дедушка взял в жёны проверенную опытную бабушку. Со своими внуками. Бабушка без устали и апатии смотрит в будущее. Она не строит для внуков перспективных планов: мол, в три года — гимнастика, в четыре — акробатика, в пять — курсы, в семь — спецшкола… в сорок — Нобелевская премия. Она не организует переезд из квартиры в особняк. Её задача — погода в доме.

Почему «ушли» Домбровскиса

— Я один из первых высказал версию, что Домбровскис ушёл не сам и не героически. Трудно было не обратить внимание на спазматические рефлексы лица премьера, когда он вышел от президента и заявил об отставке. При его-то фантастической способности к самоконтролю.

Очевидно то, что президент давно ждал случая, а тут он представился. Я не стал бы утверждать, что именно предъявил Домбровскису президент. Очень похожи на правду разговоры на тему, что офис премьера и его супруга имели некие дела с печально прославившейся строительной компанией Re&Re.

Вспомним, как Домбровскис попал в премьеры. Тогда, в 2009 году, после январских событий с разгромом парламента Валдис Затлерс обратился к своему другу Ивару Годманису: «Извини, Ивар Теодорович, ты утратил моё доверие». По закону президентское недоверие ничего не даёт. Но если у президента общественное доверие больше (а так на тот момент случилось), чем у премьера, — он может сильно повлиять на политику. И Годманиса сменил Домбровскис.

После трагедии в Золитуде ситуация повторилась. Премьер пытался разрешить чрезвычайную ситуацию в скупом на эмоции брежневском стиле: всё в порядке, всё под контролем. В противовес ему президент сумел в этот трудный момент подобрать нужные слова и быть рядом с народом. За что получил вотум доверия. И в тот момент он смог принудить Домбровскиса уйти.

Берзиньш мудрый человек с большим жизненным опытом. Думаю, ему не нравилось правительство Домбровскиса, которое не вело страну никуда.

Когда я работал в министерстве образования при Грейшкалнсе, мы приходили на работу к восьми утра, а уходили зачастую за полночь. А нынешних министров можно было встретить в полчетвёртого с детьми в супермаркете. При этом они имели наглость жаловаться, что им мало платят.

Никаких мыслей о том, как улучшить жизнь страны. Никаких амбиций, чтобы остаться в истории. Единственные, кто имел хоть какую-то повестку дня, — Роберт Килис и Даниэль Павлютс. Но и они ни одно начинание не довели до конца. Другие даже не мыслили такими категориями. И эти министры вполне отражали посткризисный запрос общества «лишь бы не стало хуже».

Обычно президент с гневом реагировал на бездействие министров, но корректно отзывался о личности премьера, занимавшегося преимущественно своей будущей еврокарьерой. Президент осознавал, что не может позволить себе наезды. Зато теперь он грамотно воспользовался моментом.

Другое дело, какие цели были у президента? Не думаю, что это была чисто шкурная задача — вернуть «зелёных» и крестьян с Айваром Лембергсом во власть. Для этого президент достаточно независимый человек. Скорее, он считает, что возвращение «зелёных» и крестьян внесёт некий элемент прагматизма в бестолковый Кабинет министров.

За что не взяли Пабрикса

Пабрикс, конечно, яркая личность. Но его яркость из серии Жириновского. Как он рисовался на фоне трагедии в Золитуде! Как создавал больной ажиотаж с неминуемой российской угрозой! Он делал всё, что нельзя делать министру.

На месте «Единства» я тоже хотел бы от него избавиться. Я полагаю, что и на премьера его выдвинули, зная, что он не пройдёт. Чтобы размазать. Он задал такой тон популизма, демонстрируя русским кулак, что другим было его не догнать. Да и желания такого не было.

Откуда пришла Страуюма

— Реагируя на страхи общества из серии «чтобы не стало хуже», Страуюма в одном из первых заявлений провозгласила: будучи министром, я ничего плохого не сделала и обещаю не навредить в дальнейшем.

Она протеже Берзиньша, потому её образ опишу по аналогии. Самого президента я сравнил бы со строгим и одновременно добрым дедом, патриархом семьи. Обычно хмурый и молчаливый, он строго смотрит на всех исподлобья: «Ну чё вы тут ссоритесь? Кто мусор будет выносить? Ну-ка быстро…»

В лице Страуюмы наш строгий добрый дедушка взял в жёны проверенную опытную бабушку. Со своими внуками — приведённой ею в Семью партией «зелёных» и крестьян.

Говоря «бабушка», я акцентирую внимание на возрасте — Страуюма намного активнее, чем многие мужики и молодёжь. В ней нет усталости и апатии. Она уверенно смотрит в будущее. При этом у неё нет никаких планов, куда идти. Но это не её задача. Ведь править ей недолго. Четыре месяца до лета, а после каникул уж выборы подоспеют. Если предыдущее правительство много обещало и ничего не сделало, то это ничего и не обещает.

Её задача — улучшить погоду в доме и снять депрессивные настроения. Такая бабушка не строит для внучков перспективных планов: мол, в три года — гимнастика, в четыре — акробатика, в пять — курсы, в семь — спецшкола… в сорок — Нобелевская премия. Она из тех, которые накроют праздничный стол и пригласят всех спокойно поговорить, обсудить ситуацию.

Не каждая семья может организовать план переезда из квартиры в особняк. К тому же, положа руку на сердце, многим гораздо уютнее и спокойнее в тесной квартирке с небольшими и привычными проблемами оплаты счетов. Им легче не задумываться на глобальные темы: что будет с Европой, почему в мире неспокойно, им проще радоваться мелочам: снег выпал, с 25 по 28 января у внука турнир по шахматам…

Вряд ли Страуюма напишет нам закон счастья. Но я уверен, что всё станет лучше именно тогда, когда люди перестанут чего-то ждать от правительства, а начнут действовать сами — каждый на своём поле.

Теория 10-летних оргазмов

Не надо ждать кардинальных перемен в ближайшее время. Практика показывает, что в Латвии выплески энергии, своеобразные оргазмы, случаются с периодичностью раз в десять лет.

В 90-е это был Народный фронт, всё кипело-бурлило — так возобновилась независимость Латвии. Следующий выплеск был, когда рождалась партия Эйнара Репше «Новое время». С ней связывали большие надежды.

Через десять лет — историческое заявление Затлерса. Олигархи повержены. Латвия очистилась от скверны и как будто вступила на путь реформ…

Даже при больших деньгах и возможностях сегодня не получили бы поддержки политики, которые сказали бы: «Мы неправильно живём, надо реформироваться!» Это никого не заинтересует. Люди должны отойти от прошлых разочарований, аккумулировать энергию, а потом будет новый запрос. Примерно в 18-20-м годах.

***

Смотрите, кто пришёл

Идейный «зелёный» с национальным окрасом

Министр регионального развития Эйнар Цилинскис («Нацобъединение»).

— Если для русских он ассоциируется только с национальными вопросами, то для латышей — с проектами, связанными с окружающей средой. Он идейный «зелёный» с национальным окрасом. Он даже больше «зелёный», чем «зелёные», которые с крестьянами.

Думаю, Цилинскис постарается поднять тему «чистой Латвии» на уровень новой национальной идеи. Это может открыть путь для больших дел, ведь наша страна как-никак вторая по чистоте окружающей среды в мире. После Швейцарии. Грех это не использовать на пользу Латвии.

Турист глобального масштаба

Министр иностранных дел — Эдгар Ринкевич (ПР).

— Ринкевич был одним из главных строителей Партии реформ. То, что его оставили на месте, показывает его значимость в этой партии. А министром он был никаким, никаким и останется. Ездит по миру, фотографирует себя на фоне похорон Манделы, ставит в Twitter… Сингапур, Малайзия, Йоханнесбург… Турист.

Я вижу, как много делает литовский посол, чтобы продвигать литовские бренды: Друскининкай, Палангу, Maxima… А кого наш МИД мобилизует? Какие бренды прославляет? Нет брендов? Так вместе с министерством экономики можно создать условия, чтобы такие появлялись, используя те же внешние связи.

Послушный спец с прикрытыми глазами

Министр экономики — Вячеслав Домбровский (ПР).

— Его обмен на Павлютса — вопрос внутриполитический. Очевидно, что у Партии реформ нет будущего. Отдельным её членам придётся встраиваться в другие партии и быть им полезными. В Минэкономики принимаются очень денежные решения по поводу газа, энергии и других ресурсов, через него распределяются деньги еврофондов.

Что нужно для партийной кассы? Бизнесмены, которые заплатят за нужные решениям и смену правил игры. Это министерство может принять такие решения. Главное, чтобы у руля были послушные, дисциплинированные люди, которые дорожат политической карьерой.

Очевидно, Домбровскому понравилось быть в политике. Он будет тем самым исполнительным звеном с прикрытыми глазами. Павлютс для правящей верхушки не свой, он всегда демонстрировал некую независимость.

Бухгалтер, ни в чём не виноватый

Министр финансов — Андрис Вилкс («Единство»).

— Как бухгалтер — а именно эту функцию выполняет Минфин — Вилкс всегда был хорош. Его баланс безупречно сходился. И не его вина, что все его отчёты о росте латвийской экономики не находили отражения в карманах простых граждан. Что, понятное дело, вызывало неприязнь к бодро рапортующему.

Гроза воров, но не жуликов

Министр внутренних дел — Рихард Козловскис (ПР).

— На свой пост он пришёл от Партии реформ. Но никаких реформ от него не дождались. Он не увеличил эффективность работы полиции, не поднял раскрываемость крышевых и шкурных интересов… Он был человеком, который грамотно, мирно, без скандалов, разбирался с тем, что происходило. При нём можно быть уверенным, что полицейские не выйдут на улицы от безнадёги и не будут грабить банки, как при Мурниеце. Для технического правительства такой человек идеален.

Хамелеон с тротиловым эквивалентом

Министр образования — Ина Друвиете («Единство»).

— Когда русские избиратели ахали от страха, что «Нацобъединение» возьмёт образование под своё крыло, я сразу заявил, что гораздо больше надо бояться этой женщины из «Единства». Всегда легче договариваться с теми партиями, которые имеют явно выраженную окраску, чем с партиями-хамелеонами. В последнее время вопрос русского образования отошёл на второй план, но с этой дамой мы можем опять нарваться на опасные вещи. Сегодня есть много недовольного народа, который не у дел и бурлит. Достаточно маленькой искры…

Зачем такой взрывоопасный элемент взяли в техническое правительство? На то есть запрос латышского избирателя. Да, русская молодёжь уже знает латышский, но всё больше появляется людей, которые из принципа не говорят по-латышски. Снова понадобилась Друвиете, которая махнёт плёткой и всех поставит на место.

Увы, со своим упрямством и непониманием ситуации она может выгнать народ на улицы. Достаточно половины тупо сформулированного предложения, и до Майдана по-латвийски рукой подать. И я не верю, что Друвиете осознаёт именно свою ответственность.

Белый воротничок бескультурного общества

Министр культуры — Даце Мелбарде.

— Хороший клерк от культуры. Думаю, она будет грамотно разрешать множественные конфликты между операми, театрами, хорами и прочими творческими заведениями. И распределять деньги между хорами и библиотеками.

Это хорошо. Но хотелось бы на этом посту видеть личность, которая работала бы на подъём культуры жизни и общения людей. Люди уезжают из Латвии не только потому, что мало платят. Одна из причин: им надоело жить при таких отношениях между людьми.

Когда сосед презирает соседа и плюёт на лестничной клетке, когда муж с женой общаются хуже, чем с коллегами и малознакомыми людьми, когда люди не понимают, кто они такие и зачем нужны. Элерте свою возможность потратила на латышско-русское противостояние, Гренде и Мелбарде — на управление культурными заведениями и мероприятиями.

Распил рельсов вручную

Министр сообщений — Анрий Матисс

— Министерством, в котором сосредоточено так много ресурсов, занимается кассир-управленец. Там, на месте «Единства», которое взяло патронат над этим феодальным княжеством, я поставил бы одного из лучших своих людей. Ведь там можно так много сделать для страны: построить дороги, развить инфраструктуру, создать рабочие места… Но людям от «Единства» выгоднее грамотный распил ресурсов. Причём распиливать всегда удобнее не своими руками.

Рейтинговая программа с учётом больных мозолей

Министр юстиции — Байба Брока («Нацобъединение»).

— Почему с этого поста убрали Яниса Борданса, понятно. Он изменил партии и затеял реформы сферу неплатёжеспособности — огромный и очень прибыльный бизнес, откуда традиционно поступали деньги для поддержки «Нацобъединения».

Байба Брока избирателям понравилась ещё во время выдвижения кандидатом на пост мэра Риги: грамотный политик и без глупых выкриков. Для националов — находка. В Минюсте она поднимет рейтинг партии. Не наступая на больные мозоли, она мобилизует работу министерства в других провисающих сегодня областях. Возможно, это будет увеличение скорости прохождения дел в судах, упорядочивание регистров, упрощение разводов…

Не дай бог заболеть

Министр здравоохранения — Ингрида Цирцене («Единство»).

— Она специалист в своей области. В отличие от многих министров, она всегда сохраняет возможность вернуться в профессию (не оставляет практику гинеколога), что даёт ей определённую независимость в действиях. Побольше бы таких министров, которые не боялись бы ухода от политики, потому что вне кормушки их ничего не ждёт.

Затеянная ею реформа, связывающая уплату налогов с медицинским обслуживанием, по сути правильна. Главное — грамотно объяснить людям, что для них улучшится, если они будут честно платить налоги. Сократятся очереди? Уменьшатся расходы на врачей? Улучшится качество? Казалось бы, что для человека может быть важнее его здоровья? У Обамы этот вопрос был главным на повестке дня. А у нас интерес довольно вял. Люди предпочитают либо лечиться сами, либо ждать, пока не заболеют всерьёз; главное — как можно дольше не попадать в поле зрения Минздрава.

Курс на гражданскую оборону

Министр обороны — Раймонд Вейонис (СЗК).

Раймонд Вейонис — бывший министр среды. Он не генерал, но менеджер. И за короткий срок ему вполне под силу решить ряд важных вопросов. Например, сместить акцент на гражданской обороне, которая полезна и в мирное время: в ситуации подобной золитудской, или во время паводков, или при утечке аммиака…

Все должны иметь представление, как им действовать в аварийных ситуациях, которые время от времени случаются. Если уж наша страна должна тратить два процента на оборону, то лучше тратить их на полезные вещи, а не на полуразвалившиеся пулемёты, на которые больно смотреть во время парадов.

Скажем, в Германии бобслей финансирует министерство обороны: на бобах оно проводит исследование скоростей… Почему бы и нам не заформатировать под это дело, скажем, спортивное ориентирование, рукопашный бой, детские патриотические лагеря?.. Куча возможностей потратить два процента бюджета с пользой для Латвии.

Мистер Вторая Ходка

Министр благосостояния — Улдис Аугулис (СЗК).

— Он на этом посту уже был. На мой взгляд, от людей, которые приходят повторно, если они не совсем плохие, можно ожидать многого. В свой первый приход они крутые и бессмертные, всё знают, всё видят, но ничего толком не успевают сделать. Лишь потом наступает понимание, что время упущено, а возможности не использованы. Обычно у них есть желание что-то важное сделать. Ведь они понимают, что третьего шанса может не быть.

Мистер Вторая Ходка — 2

Министр земледелия — Янис Дуклавс (СЗК).

— Как и Аугулис, Дуклавс пришёл на пост по второму разу. И, скорей всего, будет продуктивен. У него большое доверие лично от Андриса Берзиньша. Он хорошо знает свою отрасль, а отрасль знает его. От него можно ждать трезвых решений. Жаль, мы не знаем его мнений по важным вопросам, находящимся под его патронатом. Но это относится не только к нему… Хорошо бы заранее знать, что от кого ждать. И сюрпризом был бы только метод решения проблемы.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *