Школьная тревога

• 13.02.2014 • ОбществоКомментариев (0)745

Могут ли рижские родители быть спокойны за безопасность детей на уроках?

Истории с расстрелами учителей и учеников их же одноклассниками раньше казались нам заморскими ужасниками, кошмарными последствиями загнивающего капитализма и бесконтрольного распространения оружия. Нет, у нас такого не может быть… Оказалось, может.

3 февраля отличник московской школы из района с безмятежным названием Отрадное без особых причин расстрелял из ружья учителя географии и полицейского, а потом взял в заложники учеников. И теперь ощущение такое, что снаряд взорвался где-то рядом.

«Суббота» попыталась разобраться, какие выводы можно сделать из московской трагедии и насколько наши школы готовы к новым веяниям времени.

Московский стрелок

3 февраля 15-летний Сергей Гордеев выспался, позавтракал, взял два отцовских ствола и отправился убивать в свою родную школу.

Серёжа вырос в суперблагополучной семье. «Папа служит в одной из спецслужб. Мама тоже служит по финчасти. Есть и бабушка. Просторная квартира, дача, машина. Что ещё нужно в Москве?» Учился на одни пятёрки, занимался самбо, собирался поступать в МГУ. «На учёбу налегал, — вспоминал его дворовый друг Александр Забратов. — И с девчонками ни-ни. Гулял во дворе с младшим братишкой Ванечкой».

В общем, на убийцу 15-летний Серёжа никак не был похож. Специалисты ломают голову: как случилось, что мальчик из образцовой семьи безжалостно расстрелял людей за какую-то несчастную четвёрку?

«Мама, нас взяли в заложники»

Около полудня тихоня-отличник вошёл в школу и, угрожая винтовкой и карабином, заставил охранника довести его до кабинета биологии, где в тот момент шёл урок в 10-м классе. Перед тем как выполнить требование подростка, охранник успел нажать тревожную кнопку.

Зайдя в класс, Сергей выпалил в живот учителю географии и биологии, который вёл урок, а затем произвёл добавочный выстрел в голову. Через четыре минуты в класс ворвалась полиция, один из работников которой погиб от очередной пули.

24 ученика оказались в заложниках. Никаких требований «террорист» не выдвигал. «Вы не бойтесь, я вас убивать не буду, — по одной из версий, заявил одноклассникам Сергей. — Я хочу проверить, есть ли жизнь после смерти и чем всё это закончится». Дети из-под парт слали эс-эмэски родным: «Мама! Серёга сошёл с ума и Андрея Николаевича убил!», «Мама! Я тебя люблю! Спаси!», «Мама, не звони, нас взяли в заложники».

До задержания он успел произвести 11 выстрелов. Остановить подростка помог его отец, который силой обез-оружил сына и передал его полиции. Никто из школьников не пострадал.

Выяснилось, что оружие, из которого велась стрельба, на законных основаниях принадлежало отцу задержанного: сын тайно выкрал ключи от сейфа.

Случайная жертва?

На «стене» Гордеева в социальной сети «Вконтакте» было размещено лишь одно сообщение — видеозапись под названием «Самый быстрый стрелок в мире Bob Munden». Последний раз Сергей заходил на свою страницу с мобильного телефона — за три часа до первого сообщения о стрельбе в школе.

Ученики описывали 30-летнего преподавателя географии Андрея Кириллова как мягкого и неконфликтного человека. Но Сергей считал, что тот незаслуженно ставит ему низкие отметки и лишает шанса на окончание школы с золотой медалью.

Ученица 10-го класса рассказала, что ссора школьного убийцы и учителя произошла буквально на днях: «Вроде как он мог плохой оценкой лишить его медали, поставив ему четвёрку, а не пятёрку, — вспоминает девочка. — Сергей вспылил. Этот конфликт произошёл пару дней назад».

Сам стрелок запомнился ученикам пострадавшего класса как замкнувшийся в себе подросток. «Да, он хорошо учился, — рассказал Антон, бывший ученик школы. — Никто от него не ожидал. Он мало с кем общался. Редко входил в контакт. Мы его даже на улице не встречали — только в школе».

На первом допросе мальчик поставил следователям два условия: увидеть любимую учительницу русского языка и литературы Татьяну Бабкину и получить «печеньки с чаем».

Серёжа рассказал учительнице, что вообще-то собирался идти к ней. «Мы с ним часто дискутировали на тему добра и зла — я учила детей милосердию, а он говорил, что его не существует, — рассказала Бабкина журналистам Lifenews. — Когда я ему говорила, что добрых людей больше, он смеялся. И он мне вчера сказал: «Я хотел вам показать, что вы не правы».

По версии учительницы, географ — случайная жертва. Просто у него был следующий урок после неё. «На мой урок Серёжа опоздал. Андрея Николаевича, по его словам, он испугался, потому что тот подошёл слишком близко, побоялся, что он выбьет у него оружие. А когда я спросила, зачем же ты стрелял второй раз, он ответил: «А он хрипел».

Школьные электрошокеры

После случившегося московские власти тут же предложили усилить меры безопасности в детских учреждениях. По крайней мере, обеспечить охранников, работающих в школах и детских садах, средствами самозащиты — шокерами, электрошоковыми и обычными дубинками.

Есть предложения оборудовать школы рамочными металлодетекторами и поставить на охрану не пенсионеров в форме, а боеспособных и вооружённых полицейских. Установить систему входа по электронным картам: родители смогут узнать, когда пришёл и когда ушёл ребёнок, получив SMS с уведомлением. Поставить в каждом классе видеокамеру…

В общем, ещё чуть-чуть — и школы станут напоминать первоклассные тюрьмы. Что самое печальное, вряд ли это решит все проблемы.

***

Заморский опыт

В школах США — 11 расстрелов за год

В американских школах трагические инциденты со стрельбой не прекращаются. Одной из главных причин называют свободное обращение оружия в стране.

По данным агентства AP, в текущем учебном году произошло по меньшей мере 11 школьных расстрелов, не считая других случаев вооружённого насилия — на школьных парковках и в других местах, не во время занятий. Исполнительный директор Национального центра по безопасности в школах Рональд Стивенс подсчитал, что только за последние 20 лет в школах США зарегистрировано около 500 случаев насильственной смерти.

Самым жутким «красным днём календаря» в США стал декабрь-2012: 20-летний Адам Ланза, застрелив дома свою мать, работавшую воспитательницей в школе «Сэнди Хоук» штата Коннектикут, отправился к ней на работу.

Войдя в здание в маске и бронежилете с оружием в руках, он вступил в конфликт с директором в кабинете и застрелил шесть человек. Затем он отправился в класс, который должна была вести его мать, и начал стрелять в учеников. В результате были убиты 20 школьников и шесть сотрудников школы. Полицейские объявили, что запасов патронов у стрелка хватило бы на 670 человек.

После той трагедии режим безопасности в американских школах был в очередной раз ужесточён. Тогда же в школьный лексикон вошёл новый термин «локдаун» (lockdown) — блокирование учебных заведений в случае ЧП. До этого эпизода он использовался в основном в тюрьмах.

Рига

Школьная полиция

Представители рижских муниципалов охраняют территорию возле каждой школы Риги.

Эта добрая традиция была введена ещё в 2002 году. Поначалу полицейские дежурили лишь возле самых «подозрительных» школ — в местах особой активности наркодилеров. Постепенно число охраняемых школ росло. Директорам особенно нравилось то, что полицейские по ходу дела пресекают также злостных курильщиков, любителей алкоголя, воров и драчунов.

В 2009 году новый мэр Риги Нил Ушаков поручил муниципальной полиции обеспечить охрану всех столичных школ. Отдельно было указано, что приоритетом муниципальной полиции должно быть отнюдь не выписывание штрафов за неправильно припаркованные автомашины. Каждый полицейский, охраняющий школы, должен пройти специальный учебный курс, стоящий около 140 евро.

«Надеюсь, люди отреагируют, увидев мальчонку с ружьём»

Андрей Аронов, заместитель начальника муниципальной полиции Риги:

— За порядком на территориях вокруг школ каждый день следят наши полицейские. Не хочу хвастаться, но даже глава госполиции Инт Кюзис признал, что благодаря нашему патрулированию возле школ радикально уменьшилось число разбоев — случаев, когда приходили чужие злые пацаны и грабили первоклашек. Понятно, что совсем без драк в школах не бывает, но благодаря полиции они, как правило, не доходят до критической стадии и травм. С территорий школ пропали и непонятные дядьки, приезжавшие на машинах и торговавшие непонятно чем. Родители школьников, с которыми я общался, говорят, что чувствуют себя гораздо спокойнее.

Хочется верить, что у нас иной менталитет. И наше общество небезразлично. Что наши люди будут реагировать, если по улице идёт мальчонка с оружием — позвонят и сообщат. Сегодня мы получаем довольно много сигналов о подозрительных личностях, шныряющих в неположенных местах. Недавно благодаря бдительным гражданам был задержан человек, совершающий развратные действия в отношении несовершеннолетних. Грубо говоря, педофил.

Не дремлют и работники школ, которые сообщают о тревожных проявлениях. Например, о попытках торговли в школе «неправильными» веществами. Или о насилии по отношению к детям в семьях. Поэтому надеюсь, что у нас ничего подобного не случится. Не хотелось бы, чтобы мои слова послужили кому-то вызовом.

Со своей стороны, мы делаем всё, что в наших силах. Та же борьба со «спайсами» — из 57 объектов 27 мы закрыли. Правда, 15 из них потом снова «ожили» под другими названиями. Главное, что законодатели нас услышали.

«Россия дала нам тревожный сигнал»

Эйжения Алдермане, директор департамента образования, культуры и спорта Рижской думы:

— Исключена ли в Риге возможность подобных трагедий? Увы, ничего нельзя исключать. Школа не тюрьма. В Риге возле школ дежурят полицейские. Постепенно вводится система турникетов. Думаем о возможности использования е-талона в качестве пропуска. Но может ли это дать гарантию? Давайте подумаем, что случилось в Москве…

Мальчик два дня — субботу и воскресенье — обдумывал свои действия. В понедельник до 12 он гулял по Москве перед тем, как… Он был готов ко всему. Понятно, что никакой охранник не мог тут ничего поделать, кроме как нажать кнопку. Конечно, не дай бог нам такое. Но мы должны быть готовы к подобным эксцессам и думать о том, как их предупредить.

В таких школах, как 1-я гимназия, 40-я, 34-я, и многих других школах, которые дают образование самого высокого уровня и качества, особое отношение к ученикам, которые стремятся к знаниям. Там чем ты больше знаешь, тем тебя выше ценят и уважают. Если же взять школу уровнем пониже, то в безжалостном подростковом возрасте такие дети зачастую становятся одинокими изгоями.

Я смотрела программу Андрея Малахова про того стрелка — с ним ведь никто не общался. Думаю, одна из причин — то, что он был отличником. Возможно, в семье на него давили: мол, с оценкой ниже пятёрки на порог не показывайся. Такого ребёнка должны были сразу взять на заметку школьные психологи и социальные педагоги: поговорить с ним, узнать, почему он так замкнут, что чувствует…

Одними полицейскими мерами проблемы не решишь. Особенно с учётом того, какое насилие видят сегодняшние подростки по телевизору и в Интернете. И ребёнок, который чувствует себя изгоем в своём классе, выбирает врагом учителя, про которого все его «обидчики» говорят, что тот прекрасный. И если этот учитель к тому же ставит ему четвёрку, пусть справедливую, он становится врагом номер один.

То, что происходило в Америке, нам казалось бесконечно далёким. То, что случилось в Москве, — совсем рядом. Недавно мы все вышли из одной системы образования. И, конечно, нам надо делать выводы. Для нас это должно послужить тревожным сигналом. Психологам и социальным работникам надо активизировать работу со школьниками.

Как бывший школьный педагог я считаю, что особое внимание надо привлечь к школам не из верхушки рейтинга, а из конца. Ещё в советское время я видела, как непросто приходится отличнику. Только потому, что он лучше учится. Тут принцип примерно тот же, как нелюбовь, а иногда и открытая ненависть бедных людей к более состоятельным и успешным.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *