Наши премьеры!

• 22.02.2014 • ОбществоКомментариев (0)764

Люди, которые возглавляли латвийские правительства в разные годы независимой Латвии

 

В минувшем году в Риге у памятника Свободы торжественно отметили рекорд независимости Латвийской Республики. Скептики, предрекавшие, что Вторая ЛР просуществует столько же, сколько и первая, оказались посрамлены. Хотя согласно официальной идеологии, Латвийская Республика всегда была одна и та же, даже когда её фактически не было, факт, что ЛР-2 ушла в отрыв, не может не радовать.

Но сторонники теории циклов, утверждающие, что в истории всё повторяется, не успокоились. Не вышло с годами — пересчитывают правительства. В довоенной Латвии их было 19, а в нынешней — 17. 18-е на подходе.

Однако надо иметь в виду, что первый и последний премьер-министр той Латвии был один тот же человек — Карлис Улманис. Сейчас подобного уже не получится.

До войны в Латвии правительство никогда не возглавляла женщина, даже министров не было, первая появилась только в 1941 году. А сейчас мы все накануне исторического события, когда Сейм утвердит президентом министров Лаймдоту Страуюму. Возможно, сбудется предсказание Пал Палыча Глобы о том, что Латвию спасёт женщина.

«Латвия по гороскопу Дева. Так что активную роль в политической жизни страны суждено играть женщинам. Сильным, феминистски и даже милитаристски настроенным, не исключено, что незамужним. Со временем и в кресло премьер-министра сядет женщина, и министерские портфели захватят женщины — три-четыре точно», — уверял Глоба в 2006 году. И вот всё постепенно сбывается.

Пока же давайте вспомним мужчин, которые рулили латвийскими правительствами в разные годы.

Обогреватель

Первым премьером Латвии, председателем не Кабинета, а ещё Совета министров стал Ивар Годманис. Именно он установил первый рекорд по пребыванию в той должности — с 7 мая 1990 года по 3 августа 1993 года.

На долю главы первого правительства выпали приватизация, земельная реформа и кредиты G-24, холод, голод, разруха. Даже в первом новогоднем обращении к народу он предлагал устанавливать печки-буржуйки для обогрева. Годманис был необычайно популярен в прессе: количество карикатур на него исчисляется сотнями. Даже Горбачёв знал Годманиса и уважительно о нём отзывался.

Ивар Годманис не просто доктор физико-математических наук, специалист по физике твёрдого тела — он ещё заложил традицию, когда именно выпускники физмата ЛУ становятся самыми известными латвийскими премьерами.

Однако во второй премьерский срок — с 20 декабря 2007 года по 12 марта 2009 года — отношение общества к Ивару Годманису ухудшилось. Да и время было тяжёлое: кризис, крах банка Parex. Сам глава Кабинета министров, отвечая в программе «Что происходит в Латвии?» на вопрос, почему заседания правительства проходят за закрытыми дверями и в итоге народ не знает, «находимся мы в аду или в раю», сказал: «Мы в аду».

Тогдашний президент Валдис Затлерс сначала Годманиса очень ценил. И даже говорил: «Было бы идеально, если бы у нас было десять Годманисов и все они входили в правительство». Однако большинство населения этого восторга не разделяло. Особенно после новогоднего выступления премьера.

31 декабря 2008 года Ивар Годманис призвал преодолевать кризис, как пингвины в Антарк-тиде. Которые переживают суровые зимы и снежные бури, тесно прижавшись один к другому, и если кто-то из них отбивается от стаи, остальные возвращают его обратно.

Пингвины сразу стали очень популярны, в них наряжались дети и пикетчики. Но следовать совету Годманиса люди не очень-то спешили. В конце концов и президент Затлерс заявил, что Годманис потерял его доверие.

После отставки Ивар Годманис развёлся с женой, женился снова и стал депутатом Европарламента. И собирается ещё им оставаться, но шансов мало.

Миротворец

Премьер-министру Андрису Берзиньшу (5 мая 2000 года — 7 ноября 2002 года) очень не повезло с фамилией — самой распространённой в Латвии.

В его правительстве помимо премьера были два других Берзиньша: министр иностранных дел и министр финансов. Правда, не Андрисы. Но и Андрисов Берзиньшей в латвийской политике всегда хватало. Известен случай, когда одному депутату Андрису Берзиньшу выдали зарплату вместо другого депутата Андриса Берзиньша. А когда депутат Андрис Берзиньш стал президентом, в западной прессе появились фотографии бывшего премьера Андриса Берзиньша, и ему же стали присылать поздравления.

До того как стать премьером, Андрис Берзиньш был мэром Риги. При этом скромно жил в панельном доме. Таким же скромным он остался и в Кабинете министров, установив очередной рекорд пребывания в этой должности. Сейчас эти времена вспоминаются как затишье перед бурей — точнее, перед Репше. Никаких кризисов, никаких обострений межнациональных отношений, всё было тихо и спокойно. И если бы партия «Латвийский путь» не надоела избирателям, которые предпочли «Новое время», Берзиньш, скорее всего, оставался бы у власти и дальше.

Но сердца латышей требовали перемен, в них вовсю стучался Репше. Возможно, потом избиратели вспоминали мирное время Андриса Берзиньша и жалели о сделанном. Но было поздно.

После отставки Андрис Берзиньш стал депутатом Сейма, в котором и так уже были два Андриса Берзиньша.

Миллионер

Андрис Шкеле — уникальная фигура в политике. Он единственный в новой латвийской истории был премьер-министром три раза. Причём первый раз (с 21 декабря 1995 года по 13 февраля 1997-го) и второй (после не принятой президентом отставки по 6 августа 1997-го) он значился беспартийным премьер-министром. До него столько раз возглавлять правительство удалось лишь Карлису Улманису.

Но и кроме этого Шкеле прославился многим: единственным бездефицитным бюджетом, векселем на 29 миллионов долларов США и, конечно, созданием Народной партии. С помощью которой стал премьером в третий раз (с 16 июля 1999-го по 5 мая 2000-го). Его предвыборный плакат на вокзале в Риге со словами «Я вернулся, чтобы работать» стал крупнейшим портретом в истории Латвии — 18×12 квадратных метров.

Бывший посол в Москве Янис Петерс вспоминал, что готовил визит премьер-министра Андриса Шкеле в Москву и встречу с Виктором Черномырдиным.

«Андрис? — спросил Черномырдин. — Помню, я с ним общался… Хороший мальчик, умный, пусть приезжает…»

Встреча должна была состояться 13 сентября 1996 года. Но не состоялась. По словам Петерса, Черномырдин спрашивал его с непониманием и обидой: «A где Андрис?» Но дело застопорилось, и, по убеждению бывшего посла, виновна в этом была и латвийская сторона.

Кроме того, Шкеле прославился новогодними обращениями к народу. В одном из них призвал чистить зубы, стирать рубашки, штопать брюки и чинить заборы. Это потом долго цитировали. Именно Шкеле поздравил латвийских телезрителей с наступлением нового века. Менее известно то, что именно он отказался впустить в Латвию чеченских беженцев, на чём настаивала группа депутатов Сейма.

Позже Андрис Шкеле был депутатом, потом заявил, что уходит из политики по состоянию здоровья, потом выздоровел и решил вернуться, но не получилось.

В 2002 году тогдашний премьер-министр Андрис Берзиньш обнаружил, что из фотогалереи бывших премьеров в здании правительства исчез портрет Андриса Шкеле. Как сообщалось, г-н Берзиньш был неподдельно удивлён этим фактом и воскликнул: «Пропал Шкеле!» «Куда он подевался, всё время висел…» — недоумевал премьер. Оказалось, что под фотографией Шкеле был неточно указан срок работы его правительства, и её сняли, чтобы исправить ошибку.

Зелёный

Индулис Эмсис, наверное, пока самый невезучий премьер-министр. Он был у власти так мало (9 марта 2004 года — 2 декабря 2004-го), что на время его премьерства не выпало ни одного Нового года.

Соответственно, он единственный премьер, который ни разу не поздравлял население 31 декабря. И единственный представитель партии «зелёных» на этом посту. Да и сам по сравнению с ярким предшественником был каким-то зелёным. В смысле тоскливым.

Зато Эмсис — единственный премьер, который позировал в обнажённом виде. Именно такая его фотография появилась в газете «Диена». Там Эмсис стоял в воде, еле-еле доходившей ему до… ну, в общем, ниже пупка. Был скандал, премьер ругался, что частное фото опубликовали без его ведома…

Эмсис ещё запомнился тем, что предложил пенсионерам переселяться из Риги в другие районы Латвии. Что ни разу не пользовался купленным по инициативе предыдущего премьера Эйнара Репше мобильным телефоном Sony Ericsson P900 стоимостью почти 594 лата. И что во время чемпионата мира по хоккею в Праге заявил: «Отлично, что Латвия попала в четвертьфинал, а такой страны, как Россия, там нет!»

Естественно, Эмсис продолжил «реформу образования», причём даже после отставки: 4 мая 2005 года у памятника Свободы показал фигу защитникам русских школ.

После отставки Эмсис снимался в фильме «Стражи Риги». В октябре 2005 года он четыре часа мёрз в окопах, загримированный под латышского стрелка. А в 2007-м запутался в деньгах и ложных показаниях и ушёл в отставку с поста спикера Сейма. И из фильма его вырезали. Одно слово — невезучий!

Строитель

Гунтар Крастс — единственный премьер-министр (с 7 августа 1997 года по 26 ноября 1998-го) от некогда мощного объединения «ТуБ»/«ДННЛ». Но тем не менее именно он в декабре 1997 года парафировал, то есть предварительно одобрил, договор о границе с Россией. Под этим документом стоит подпись Крастса, что потом ему неоднократно припомнили желающие вернуть Абрене, говоря, что правительство превысило свои полномочия.

Известен Крастс и другим договором. Именно в его правление, 7 января 1998 года, был заключён договор с АО «Сигулдас бувмейстарс» на строительство в здании Кабинета министров в Риге, на ул. Бривибас, 36, комплекса отдыха. В том числе и сауны. На сумму 49 781,82 лата, но в ходе работы смета была превышена на 48,17 млн. латов. Деньги были потрачены зря, после скандала в прессе комплекс прикрыли. Во всяком случае, так было объявлено.

22 января 1998 года в Риге открылось совещание Совета стран Балтийского моря, прибыли представители 13 стран, в том числе канцлер Германии Гельмут Коль и премьер-министр России Виктор Черномырдин. Который почему-то отказался встречаться с премьер-министром Латвии Гунтаром Крастсом. Встретился с президентом и быстро уехал.

После отставки Крастс пытался заняться партийным строительством, но неудачно. Кстати, улица Краста в Риге — вовсе не в его честь.

Марсианин

О премьер-министре Эйнаре Репше (7 ноября 2002 года — 9 марта 2004 года) можно много не рассказывать.

Во-первых, он и так всем памятен. Во-вторых, он вернулся в политику и в этом году собирается участвовать в парламентских выборах. Так что его песенка ещё не спета.

Когда Эйнар Репше только стал премьер-министром Латвии, не было недостатка в различных прогнозах. Как мрачных, так и не очень. Резче всех высказался депутат тогдашней Госдумы России Виктор Алкснис. Он назвал правительство Репше «Кабинет национального безумия» и предрёк, что этот Кабинет Репше обещает стать самым экстравагантным и скандальным за всю историю латвийской независимости.

Собственно, примерно так оно и получилось. Во время правления Репше ярко проявился его стиль — делать эффектные заявления и рубить с плеча. Новый премьер быстро получил прозвище Марсианин, которое сам и придумал. И, надо сказать, всячески его подтверждал.

Обещал из экономии ездить только в важные для государства командировки. Призывал министерства резко сократить число командировок и командировочные расходы. Обещал пополнить бюджет 400 миллионами латов, изъятыми у контрабандистов и неплательщиков налогов. Обещал снизить налоги, решил больше не финансировать латвийский кинематограф.

В новогоднем телеобращении призвал повысить рождаемость. Повысил зарплату себе и своим министрам, что обошлось государству примерно в полмиллиона латов в год. Выполнял фигуры высшего пилотажа на вертолёте, в котором летели литовский президент и латвийские министры. Призвал сломать хребет спруту коррупции. И так далее, сами знаете.

Но самое главное — при Эйнаре Репше началась так называемая реформа образования. По переводу русских школ на государственный язык. И протесты против неё, которые Репше назвал дешёвым трюком и лебединой песней коммунистов.

Репше ушёл в отставку неожиданно, в Сейме была создана комиссия по расследованию его операций с недвижимостью, но всё так и заглохло. Потом Репше был министром обороны и финансов и продолжал совершать экстравагантные поступки.

Репше был вторым премьером с физико-математического факультета. Он ушёл из политики, оставив нам самое ценное — своего ученика Домбровскиса. А теперь вернулся, уверяя, что осознал свои ошибки. Правда, есть мнение, что у него просто закончились деньги.

Пусичка

Премьер-министр Айгар Калвитис тоже поставил немало рекордов. Он был первым премьер-министром, оставшимся на своём посту после парламентских выборов.

Он возглавлял два правительства подряд. Первое — со 2 декабря 2004 года по 7 ноября 2006 года. Второе — до 20 декабря 2007 года.

Очевидно влияние на Калвитиса двух политиков: Вике-Фрейберги и Путина. Вайра в 2005 году рассказала премьеру библейскую притчу о семи тучных коровах, символизирующих семь тучных лет. После чего Калвитис и пообещал их народу. А в русской прессе их перевели как «жирные годы», нет там знатоков библейских текстов…

А что касается Владимира Путина, то с ним Калвитис встречался больше всех латвийских премьеров, и даже уже после ухода с этой должности. И обедал с ним. Оппоненты злословили, что именно за еду Калвитис и отдал Абрене. Действительно, именно Калвитису удалось подписать пограничный договор с Россией. Для чего он ездил в Москву. Его фотография с Путиным стала хитом Рунета. И попала в топ самых обсуждаемых тем в русскоязычной блогосфере. Тысячи россиян впервые увидели премьер-министра Латвии и полюбили его с первого взгляда. Его ласково сравнивали с поросёнком, Карлсоном и Винни-Пухом. Писали в комментариях: «Офигительно обаятельный чувак! Пусичка просто!»

А вот националисты из организации «Хельсинки-86» «приговорили» Калвитиса к смертной казни. За разбазаривание исконной латышской земли.

Многие до сих вспоминают «жирные годы» и считают, что было не самое плохое время. Калвитиса смели так называемая революция зонтиков и начинающийся экономический кризис. Хотя сам Айгар Калвитис утверждал, что никакого кризиса не чувствуется. Да и потом говорил, что если бы был премьером, не дал бы денег на спасение банка Parex.

Проклявший

Премьер-министр Вилис Криштопанс (28 ноября 1998 года — 16 июля 1999 года) получил прозвище уже до того, как возглавил правительство. Все называли его Большой Вилис. Потому что Криштопанс — известный латвийский баскетболист и тренер по баскетболу. Так о нём и в энциклопедии написано.

Знаменитый спортс-мен, женатый на красавице: Айя Криштопане на первом конкурсе «Миссис Латвия» в 1997 году удостоилась звания первой леди. Зачем такому надо было идти в политику?

Криштопансу долго припоминали высказывание, сделанное в бытность министром сообщений. Тогда в интервью Lauku Avīze он сказал: «Если кто-то в этом государстве докажет, что я коррумпирован, тогда, честное слово, уеду отсюда. Не хочу жить в стране тупиц. Это как в книге про Буратино: в стране дураков солнце ещё не взошло, а уже царило большое оживление».

Возник скандал, Криштопанс потом оправдывался: «Я никогда не называл Латвию страной дураков! Но когда вижу некоторых из наших депутатов, то ещё не такое скажешь! И если я и говорю что-то резкое, то только потому, что не могу оставаться равнодушным к тому, что здесь происходит, — хотя и сам потом признавал: —Теперь мне кажется, что этими словами я наложил на эту страну проклятие. Иногда думаю: что мне нужно сказать, чтобы снять это проклятие?»

Когда Криштопанса утверждали премьером, он сказал: «Я думаю, мы будем жить долго и счастливо». И вообще уделял большое значение образу Латвии, даже сам рекламировал лучшие латвийские товары в универмаге. Эта акция называлась «Латвийский товар — XXI веку».

Однако проклятия так и не снял. Причиной своей отставки назвал атмосферу недоверия в правительстве. Уехал за границу. 16 сентября 2005 года стало известно, что его сыну Кристапу посольство США отказалось выдать визу, обосновав это тем, что он не может предъявить необходимые средства на пропитание. Криштопанс сетовал, что его вилла во Флориде осталась без присмотра.

20 августа 2011 года премьер-министр Валдис Домбровскис и все бывшие главы правительства встретились в Институте Латвии с зарубежными журналистами и выразили свои пожелания Латвии. Пожелания были записаны на специальных карточках, которые остались на хранении в Латвийской Национальной библио-теке. Вилис Криштопанс единственный не пришёл и ничего не пожелал.

Долгожитель

С 3 августа 1993 года по 19 сентября 1994 года премьер-министром был Валдис Биркавс. Правительство он возглавлял недолго, но вообще-то попал в Книгу рекордов Латвии из-за продолжительности пребывания во властных структурах. 11 месяцев и 23 дня Биркавс был премьером, затем стал самым долголетним министром иностранных дел: четыре года, девять месяцев и три недели в пяти правительствах, обошёл самого Мейеровица. Потом — шесть месяцев и 10 дней был министром юстиции. Таким образом, его стаж пребывания во властных структурах составил шесть лет, восемь месяцев и три недели.

Однако, будучи главой Кабинета министров, ничем особенным не запомнился. Всё интересное с Биркавсом случилось позже. В 1999 году он проиграл Вайре на президентских выборах в Сейме, в 2000 году его обвинили в педофилии, а в 2009 году из-за кредитных долгов арестовали банковские счета. Что вообще странно, учитывая, что Биркавс имел прозвище Лис.

Дизайнер

Вообще-то с Мариса Гайлиса, который был премьер-министром с 19 сентября 1994 года по 21 декабря 1995 года, и начинается новая история латвийского государственного аппарата.

Будучи дизайнером, автором книги «Мебель для молодёжи» (совместно с супругой Зайгой), Гайлис в каждом своём кабинете сначала делал большой ремонт. Так же он подошёл и к административной системе. Именно Гайлис придумал государственных секретарей в министерствах и подробно расписал структуру чиновничьей службы.

И ввёл традицию награждения отличившихся чиновников огнестрельным оружием — пистолетами.

Хотя оружие его и подвело. Именно Гайлиса обвиняли в закупке министерством обороны партии некачественных пистолетов у словацкой фирмы на сумму около четырёх миллионов долларов. И крах банка «Балтия» тоже пришёлся на его правление.

В 1996 году Марис Гайлис заявил, что уходит из политики, занялся строительством и совершил кругосветное путешествие на яхте «Милда».

Бухгалтер и следующая

Про нынешнего исполняющего обязанности премьер-министра Валдиса Домбровскиса в последнее время писалось много.

Возглавил правительство в разгар кризиса, когда других желающих не было. Был премьером три срока, в общей сложности с 12 марта 2009 года по 27 ноября 2013-го. Таким образом установив абсолютный рекорд пребывания на этой должности. Стал третьим физиком твёрдого тела на этом посту.

С одной стороны, деятельность Домбровскиса памятна всем. С другой стороны, номинально он ещё во главе правительства, и истории только предстоит оценить все его слова и поступки. Слишком мало времени прошло. В том числе и с момента последних публикаций в нашей газете о последнем на сегодняшний день латвийском премьере. По кличке Бухгалтер.

* * *

А за ним уже стоит следующая — Лаймдота Страуюма. Тоже выпускница физико-математического факультета Латвийского университета. Но не физик, а математик. А также экономист и министр земледелия. О ней мы ещё расскажем. А пока будем ждать: вдруг сбудется прогноз Пал Палыча Глобы и женщина спасёт Латвию.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *