falleras

Огонь, вода и женские слёзы

• 04.04.2014 • ЕвропаКомментариев (0)883

Почему в марте в Испании мужчины жгут на костре Барака Обаму и Ангелу Меркель, а женщины два дня плачут

«Суббота» побывала в Валенсии на главном испанском празднике встречи весны La Fallas. Сегодня Валенсийский карнавал считают вторым по популярности в Европе после Венецианского.

Каждый год c 15 по 19 марта испанская Валенсия превращается в вулкан приключений и развлечений: парады, салюты, костры, банкеты, оркестры, факельные шествия смешиваются в беспрерывное круглосуточное представление. Всё вокруг сияет и переливается, словно вы попали внутрь новогодней ёлки. Только вместо ёлочных шаров картинка декорирована живыми апельсинами: в марте уже собирают первый урожай.

Взрывная волна

Утром мы проснулись от выстрелов и подумали, что в город ворвался полк мушкетёров. Далее взрывы преследовали нас на каждом шагу — как будто мы приехали делать репортаж из горячей точки: команды пиротехников в каждом квартале целый день по расписанию устраивали шумные представления, а мальчишки бросали под ноги прохожим петарды.

Поначалу каждые пять минут мы вздрагивали, подпрыгивали, шарахались и взвизгивали, вызывая искреннее веселье испанцев. И даже малодушно подумывали сачкануть с главного шумового пиротехнического представления под названием масклета (mascleta) — когда на Ратушной площади 10 минут без перерыва с жуткой пальбой взлетает в воздух 100 кг пороха. Но когда по пути на это шоу к нам присоединилась празднично настроенная беременная жена нашего гида, которая через две недели должна была родить, мы устыдились и, получив специальные пропуска для прессы, отважно проследовали в эпицентр.

Как нам объяснили, за несколько столетий валенсийцы с молоком матери впитали любовь к шумному веселью: взрывов петард здесь не боятся ни младенцы, ни собаки — никто не плачет и не лает. Финальный залп масклеты выдался такой силы, что под ногами вибрировал тротуар, уши заложило как в самолёте, а дымовая завеса окутала всю площадь от земли до самого шпиля башни над ратушей.

Вечером мы засыпали под грохот канонады — фестиваль фейерверков длится всю ночь…

sam_8606

Новое платье для Марии

Самое трогательное событие — подношение цветов Богородице. В храме на площади Девы Марии хранится чудотворная фигурка Мадонны — защитницы всех беззащитных и обездоленных. По преданию, она чудесным образом явилась в располагавшемся здесь в Средние века приюте для нищих и бездомных и с тех пор считается покровительницей Валенсии. В соборе всегда многолюдно — помолиться сюда приезжают люди со всей Испании.

Перед праздником на главной площади сооружают деревянный каркас гигантской фигуры Девы Марии, который потом по заранее созданному эскизу украшается живыми цветами во время главного парада. Высота статуи — 15 метров. Каждый год художники создают для Мадонны новое платье. Цветы по точному расписанию в течение двух дней подносят команды наряженных в старинные костюмы женщин — представительниц разных районов города и предместий. Они заранее получают разнарядку, сколько каких цветов какого цвета нужно принести. В этом году Мадонна приняла от благодарных жителей Валенсии 50 000 белых и красных гвоздик. Плюс бессчётное количество букетов и корзин, благодаря которым площадь превратилась в огромную клумбу из роз, орхидей, жасмина, лилий, нарциссов. Если кому-то в голову придёт изобрести божественный аромат — надо просто приехать в марте в Валенсию и собрать в один флакон благоухание над площадью Девы Марии.

Не плачь, файера!

Файера — главная героиня и украшение La Fallas. Так называют жительниц Валенсии в традиционных старинных платьях, которые подносят цветы Мадонне. В этом году в параде участвовали 150 000 женщин.

Шествие идёт нескончаемым потоком и напоминает костюмированную первомайскую демонстрацию. Суть этого действа со стороны понять сложно. Но, слава Богородице, мы по дороге на площадь отстали от нашего Мануэля, который был назначен курировать журналистов, приехавших по приглашению министерства туризма. Пришлось самим протискиваться через толпу. А так как мы не знали правил, мы их тут же и нарушили: прошли за металлические ограждения и уверенно выдвинулись в центр площади во главе группы нарядных сеньор. Оказавшись у подножия статуи Богородицы, мы обнаружили, что практически все женщины вокруг нас утирают слёзы, а некоторые просто рыдают. Смутившись, мы ретировались на обочину, чтобы не мешать движению парада, уткнулись носом в цветочный ковёр, покрывший фасад церкви, и проскользнули в приоткрытую дверь.

В соборе не было ни души. Учитывая, что утром мы не смогли проникнуть сюда из-за толпы, это было чудо. Фигурка чудотворной Мадонны сияла золотом в лучах заката как секретное сокровище. Выйдя обратно на площадь, мы ещё долго не могли оторвать глаз от женских лиц, проплывавших мимо нас, как в кино, — они сияли, или были заплаканы, или сосредоточены в молитве. А потом у нас за спиной раздался голос из микрофона — мы оглянулись и обнаружили, что стоим на главной трибуне рядом с нарядным мэром и кардиналом в малиновой шапочке… И, надо заметить, в соответствии с всеобщим гостеприимно благостным настроем никому в голову не пришло нас депортировать — просто вежливо попросили отойти чуть в сторонку.

А женская река текла мимо нас: малышки в чепчиках и кринолинах, юные девицы, цветущие женщины, бабушки с внучками, мамы, несущие младенцев на руках и везущие детей в инвалидных колясках, дочери, везущие матерей-инвалидов…

Для многих валенсиек это главное событие года. Платья шьют заранее — один метр ткани стоит 200 евро. За один день ткачиха может изготовить и расшить позолоченной нитью 20 квадратных сантиметров такого шёлка. Весь наряд плюс брошки и заколки — от полутора до двух тысяч евро.

Платье не принято перешивать или передавать подругам — это как выход на красную дорожку церемонии «Оскара». Деньги начинают копить всей семьёй сразу после окончания праздника. Это своеобразный вид жертвоприношения — ведь таким образом женщины просят на будущий год благословения, благополучия, здоровья и счастья для себя и своей семьи. Валенсийцы действительно верят, что именно в этот день молитвы будут услышаны и просьбы исполнены.

В огонь!

Ла-Файя (La Fallas) — древний праздник очистительного огня. Эдакий аналог Масленицы перед весенним равноденствием. Во все времена люди верили: если сжечь нежелательное и ненужное, на его место придёт новое и перспективное.

Традиция возникла в квартале плотников, которые своим покровителем считали Сан Хосе — отца Иисуса Христа святого Иосифа, который был плотником. C наступлением весны плотники выносили на улицу весь хлам, накопившийся за зиму — стружки, доски и прочие палки, — и сжигали его c надеждой на новые заказы и гонорары. А лет двести назад какой-то шутник прикрепил к старой коряге два веника вместо рук и тыкву вместо головы и приделал надпись «губернатор» — это и было прототипом политической карикатуры La Fallas. Валенсийцы стали делать кукол, сатирически обличающих аристократию и буржуазию. Сегодня главными мишенями стали политики и чиновники.

В дни фестиваля в городе вырастают несколько сотен композиций из гигантских кукол — каждый район создаёт свою скульптуру. Деньги жертвуют спонсоры и сами жители. Художники и мастера работают над куклами несколько месяцев. Фигуры должны символизировать людские пороки и критиковать политиков.

sam_8793

Ангела в роли дьявола

Канцлера Германии Ангелу Меркель в Валенсии жгут каждый год. И даже в нескольких экземплярах.

В прошлом году испанцы даже сравнивали её с Гитлером — после публикации в газете El Pais, где было написано, что Меркель, как и Гитлер, объявила войну Европе, чтобы сохранить жизненно необходимое Германии экономическое пространство. Материал вызвал шквал критики в Европе и был удалён с сайта. Издание принесло свои извинения, назвав публикацию колонки ошибкой. А на карнавале в Валенсии сожгли несколько кукол Меркель: в образе амазонки она душила премьер-министра Испании, в виде учительницы с ножницами проводила урок обрезания бюджетов — перед ней в роли учеников покорно стояли испанские политики без штанов. В сюжете под названием «Европейский рай» она в обнажённом виде протягивала испанскому премьеру яблоко, которое при ближайшем рассмотрении оказывалось черепом. Также она играла на скрипке, под которую пляшут испанские политики, и выступала в образе злой феи в чёрном платье.

В рейтинге нелюбви испанцев немецкий канцлер стоит рядом с банкирами: люди считают, что она защищает крупные банки и корпорации Германии ценой благополучия европейских стран и простых жителей Германии.

В антибанковской композиции, которая заняла в этом году первое место, её назвали Bank Gela Merkel, а Барака Обаму — Obank Ma. В числе обличаемых были и международные корпорации под общим псевдонимом Bank Donald.

В соответствии со стилем народного уличного театра валенсийцы часто ваяют совершенно непристойные сюжеты. К примеру, у наших коллег с финского телевидения наибольший интерес вызвала сценка, в которой Барак Обама был изображён с чрезвычайно выдающимся мужским достоинством, а перед ним склонялась символизирующая Европу дама, похожая на Ангелу Меркель.

Фигурки La Fallas выглядят гротескно и порой даже уродливо — здесь нет положительных героев. Все куклы символизируют грехи и пороки: чемоданчик Louis Vuitton (роскошь и потребление), новые модели мобильных телефонов Apple и Samsung (бессмысленное соревнование брендов), целый Дом моды с моделями (гонка за престижными вещами), супружеская постель, из которой сбегает жена (неверность). В сценке неверности обыгрывается и отделение Каталонии, которая хочет уйти от короля.

Надо сказать, что фигурок Путина, Крыма или Украины мы не встретили. Это не те герои и проблемы, которые мешают жить простым испанским гражданам. Нормальных людей волнуют вопросы жилья, работы, пенсий, процентов по кредитам, образования для детей. Виновниками неблагополучия они считают чиновников ЕС, европейских политиков и американских «дирижёров».

Кремация Моисея

В последний день все пороки одновременно сжигают на костре. В этом году в огне сгорели более 700 статуй. Помилованными считаются только скульптуры, признанные решением жюри победителями конкурса, — их передают в Музей Ла-Файя (Museo Fallero).

Кульминация праздника — ритуал под названием Ла-Крема (La Crema). 19 марта после полуночи сжигают гигантскую городскую скульптуру на Ратушной площади.

Главным арт-объектом нынешнего фестиваля была 15-метровая (ростом с 7-этажный дом) деревянная копия Моисея Микеланджело весом около семи тонн. Вместо Ветхого Завета Моисей держал книгу «Свод законов послушного валенсийца». Художник использовал 25 кубометров тополя и вяза, размочив ветки и нарезав их на нити общей длиной 250 километров(!).

Мы смотрели сжигание Моисея с крыши Ратуши, куда прессу пропускали по специальным пропускам. Языки пламени с площади поднимались у нас над головой ещё выше крыши. За пять дней праздника мы так привыкли к этому гиганту, что жалко его было до слёз. Сами испанцы плакали не стесняясь: дня них это сакральный момент — своеобразное жертвоприношение труда и ожиданий, которыми люди жили в течение всего года.

Очистительная сила огня и слёз усиливалась фонтанами воды, которыми пожарные заливали остатки скульптур и смывали с улиц пепел.

А уже на следующей неделе валенсийцы уже начинают готовиться к следующему марту: копить деньги на платья и придумывать, кого бы ещё сжечь на костре в мирных целях. А гости и туристы — заранее бронировать отели и билеты.

Ольга АВДЕВИЧ.

Рига — Валенсия — Рига.

Полезная информация

www.fallasfromvalencia.com

www.fallas.com

www.turisvalencia.es

Как добраться

Рига — Барселона

Самолётом

airBaltic

WizzAir (новый рейс с июня по средам и воскресеньям)

Из Барселоны с вокзала Barcelona Sants ходят регулярные поезда до Валенсии (время в пути — три часа. Стоимость такси от аэропорта до вокзала — 20-25 евро).

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *