gurnov

Русским снова рисуют рога

• 12.06.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)911

Кто сеет русофобские настроения и к чему они могут привести. Тележурналист и политический обозреватель Александр Гурнов анализирует западные настроения в отношении России

В Риге Александр Борисович побывал в рамках международного медиа-клуба «Формат A3» с публичной лекцией «Современное телевидение: этика и свобода слова».

Гурнов долгое время работал в Главной редакции вещания на США и Канаду Всесоюзного Гостелерадио СССР (вместе с Владимиром Познером и Владиславом Листьевым), в программе «Время», был ведущим информационной программы «Вести», заведующим бюро ВГТРК в Лондоне, собкором Российского телевидения в Лондоне, ведущим «Международной панорамы» на телеканале «Россия».

Гурнов — руководитель гильдии тележурналистов-международников общественной организации СМИ «Медиа-союз», обладатель первой премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший репортёр». Сейчас Гурнов ведёт авторскую программу на телеканале RussiaToday, рассчитанном на международную аудиторию и вещающем через спутник на английском, испанском и арабском языках.

Запад настроен на диалог

— Вы долгое время работали на Западе и вещали на Запад. Оцените: насколько едина западная точка зрения в отношении к России?

— Единство на Западе в отношении России существует. Абсолютно подавляющее. И заключается оно в том, что… нужно поддерживать нормальные отношения — человеческие, культурные, экономические и даже политические, — невзирая на давление, которому подвергается западный мир со стороны в первую очередь Вашингтона.

Результаты визита Путина в Нормандию показывают, что в желании сотрудничать все едины, включая руководителей стран. Исключение составляют лишь некоторые особые случаи: такие как товарищ ван Ромпёй (председатель Европейского совета) и Кэтрин Эштон (первый верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС). Люди без родины, которые сидят в Брюсселе и занимаются вымышленным политическим конструированием в вымышленном им пространстве. Они и воюют с Путиным.

В то время как все встречаются с президентом России и думают, как наладить отношения, как преодолеть украинский кризис, эти товарищи предъявляют загадочные ультиматумы: мол, ПУТИН ДОЛЖЕН признать выборы на Украине действительными и демократичными (при том, что Запад ни одни выборы в России таковыми не признал); полюбить Порошенко; перестать поддерживать борцов на Украине (они их называют сепаратистами, а мы — борцами за федерализацию) и отвести российские войска от границ Украины (с российской территории!)…

Это требования такого же рода, как если бы в Мексике, скажем, сражались «белые» и «красные», а Путин настаивал бы, чтобы Обама поддержал «красных» — иначе ему конец. Или ваша соседка выставила бы ультиматум: отодвиньте тахту от моей стены — или заколочу дверь вашей квартиры.

При этом наши великие бельгийские футурологи требуют, чтобы Россия гарантировала бесперебойные поставки газа на Украину… И грозятся, что если мы всего этого не выполним — введут третий пакет санкций. Это бред и блеф!

— Почему вы думаете, что блеф?

— Они не могут ввести полную экономическую блокаду: на Западе сотни тысяч людей завязаны на российских контрактах. И что, их всех теперь уволить? Ради чего? Чтобы Путин расцеловался с Порошенко?

— Зачем же тогда Вашингтон, как вы выразились, «давит на западный мир»?

— Сразу оговорюсь: я не сторонник разного рода теорий заговора. К примеру, я не верю в то, что Бжезинский развалил Советский Союз. Это неправда — СССР сам себя развалил. Также я считаю, что Украину от России отделила сама Украина, а не кто-то другой.

Тем не менее давление со стороны Америки на западное мнение сегодня велико. В США есть две партии — республиканцы и демократы, которые по очереди приходят к власти. Точно так же по очереди берут верх то тенденции «ястребов», то «голубей». На этом партии делают себе капитал — политический и не только. Сегодня возобладало влияние «ястребов» — людей, которые предпочитают зарабатывать на противостоянии России и Запада.

Самое смешное, что раньше и вправду было кому противостоять: были социалистический мир и капиталистический. Разные ценности и взгляды на принципиальные моменты развития. Сейчас этого нет. Есть арабско-мусульманский мир, которому Америка пыталась противостоять, но не очень-то получилось. Можно противостоять Северной Корее и прочим странам, где сохранились остатки коммунизма. Но это не особенно интересно: это не те победы, которых американцы хотят.

Противостоять России — странно.

— Почему?

— Это возврат к замшелым шаблонам, которые мне хорошо знакомы со времён холодной войны. Те же слова и те же тезисы.

Ведь если «западный мир» будет противостоять сегодняшней России, то быстро становится понятным, что Россия — одна из представителей этого мира. Она член «большой восьмёрки», ВТО… Член международного капиталистического разделения труда. Да, со своими культурными особенностями, но кто без этого? У англичан культурные традиции тоже не особенно похожи на американские, а французы ни с кем и рядом не стояли…

Но что твердят сегодняшние первые скрипки американской политики? По их словам, Россия стремится «воссоздать советскую империю». А Путин в их формулировке — не законно и всенародно трижды избранный президент, а «бывший агент КГБ». Хотя, по сути, он такой же, как Обама. Только последнего избрали с перевесом в 15 процентов, а Путина — не меньше 40 процентов. В результате западным деятелям только и остаётся, что воевать с Советским Союзом, которого давно нет.

Справедливости ради, в Москве тоже большое количество людей, которым нравится воевать с ветряными мельницами. Например, с Америкой — кричать, что она во всём виновата. Что Майдан произошёл из-за Америки… Нет, не из-за Америки, а из-за глупости и жадности Януковича и не только его…

На мой взгляд, борьба с Америкой сегодня не тема для разговора. В первую очередь для Путина…

Крым для Путина стал делом чести

— А что сегодня тема для Путина?

— Проблемы внутри России, которых не счесть. Тот же упавший с неба Крым — это гигантская проблема.

— Не все уверены, что он упал с неба…

— Согласен с тем, что люди, которые толком не знают, где Крым, где Россия и где Москва и что там было 20 лет назад, могут видеть в этом аннексию. Но никто ведь не начинает отсчёт истории с позавчерашнего дня: всё было хорошо, а тут пришёл злой Путин и оттяпал часть чужой территории.

На самом деле, проблема Крыма свалилась как снег на голову. И Путин сказал: ну ладно! Россия давно перестала вмешиваться в украинские дела: один раз она это сделала — получилось себе дороже.

В этот раз она реально наблюдала за событиями. Но тут несколько миллионов русских людей абсолютно чисто с юридической точки зрения (это было на порядок чище, чем выход Украины из состава СССР) попросились в Россию…

Если коротко, то Путину сказали: Владимир Владимирович, теперь можно сделать так и так… Он спросил: а как лучше? Ему ответили: по-любому будет хуже. Примете Крым — начнутся экономические проблемы и войны. Не примете — вы останетесь во всемирной истории, как семейство Виндзоров…

— Что такого ужасного в Виндзорах?

— Нет, они милые и симпатичные. Но столько лет прошло, а им до сих пор не могут простить, что царскую семью расстреляли из-за них. Потому что когда Романовы хотели уехать из России под защиту своих ближайших родственников, те сказали: извините, у нас такие большие проблемы — только вас и не хватало.

Путин не захотел остаться в истории как президент России, который бросил на произвол судьбы несколько миллионов русских. Это дело чести. А то, что в Крыму началось примерно то же, что сегодня творится на юго-востоке Украины, нет сомнений. Подключились бы и Черноморский флот, и Севастополь, и американские корабли, началась бы война за базы… Вот Путин и сказал: ну ладно.

Западные пугалки пишутся под копирку

— В результате в Латвии даже очень здравомыслящие латыши опасаются прихода сюда русских танков… А наш Сейм разбирал, как ему действовать, если сюда войдут русские войска.

— Это очень забавно! Недавно я был в Литве. Там мне тоже сообщили, что вот-вот русские танки перейдут границу. Я им говорю: «Так ведь у нас общей границы нет!» — «Есть, с Калининградом…» — «Там нет столько танков, чтобы напугать литовцев. Там только ракеты стоят».

Всё это напоминает мне анекдот. Венгрия создала министерство морского флота, а Советский Союз спросил: зачем оно вам, у вас же нет моря? На что венгры ответили: ну у вас же есть министерство культуры!

Видимо, для стран Балтии, которых в Америке не особо отличают друг от друга, пугалки печатались под копирку. Вам отдали первый вариант, литовцам — второй (он хуже читается, поэтому они недопоняли, что там с границами), а эстонцам — третий вариант, совсем слабо читаемый.

— Почему же люди теряют разум от страха?

— Увы, лозунг «Бей кого-то — спасай того-то!» всегда самый популярный. Легче всего наработать политические очки не призывами больше работать и рожать, меньше пить и разводиться, а лозунгами вроде «Россия завтра нападёт и вернёт вас в совок и ГУЛАГ, если вы не проголосуете за нас».

Справедливости ради, в России тоже сильны подобные настроения.

Увы, даже если Обамой двигали какие-то благие намерения научить Путина чему-то разумному и доброму (в чём я лично сомневаюсь), это не стоило того, чтобы отношения между людьми в результате такого «образования» были испорчены сильно и надолго.

Подобная ситуация — с нашими бабушками-дедушками, выросшими за 50 лет конфронтации с Западом. Им трудно поверить, что там живут друзья, что там такие же люди, а не враги. Мой тесть ни разу не был за границей и не хочет. Мы зовём его отдохнуть в Турции, а он: там же басурмане! Мы предлагаем в Португалию, а он: это же капстрана, мало ли что случится!

Мы стали общаться с американцами, лишь когда в США выросло поколение, которое перестало думать, что у русских рога. А сегодня их снова рисуют.

— То есть сейчас на Западе снова возобладала русофобия?

— Скорее опасения. Люди боятся неизвестного, а если на них ещё и надавить… То же происходит и в России. Сейчас всё, что плохо, валят на Вашингтон. Естественно, у людей появляется негатив. Если у вашего ребёнка в классе будет девочка, на которую, чуть что плохо, все будут говорить: «Это она!» — конечно, все её будут ненавидеть.

Так и с русофобией. Пока мало времени прошло, чтобы это приобрело серьёзный характер противостояния. Пока это похоже на некую политическую игру. Но ведь и фашизм начинался… с игры. Говорили: подумаешь, что там кричат эти мальчишки в коричневых рубашках! Но их лозунг «во всём виноваты те-то» сработал.

Так и сейчас: подрастает поколение, которое проходит фазу становления в этой реальности. И если в скором времени ничего не изменится в сторону потепления — за три-четыре года сформируется поколение с пониманием того, что Америка (Россия) — враг. Это очень плохо.

Кристина ХУДЕНКО.

Читайте в следующем номере:

* В чём разница между освещением событий и пропагандой.

* Можно ли отключать телеканал и сажать в тюрьму за иную точку зрения.

* Почему современная журналистика пугает, путает и разобщает.

* Есть ли место нравственности в современной прессе.

* Как узнать правду и существует ли она.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *