let_rublovskis

Последнее предупреждение

• 05.12.2014 • Тема неделиКомментариев (0)728

Полковник Раймонд Рубловский, большую часть жизни отдавший службе в спецструктурах, поделился мнением о реальной политике, майданах и перспективах Латвии в глобальном мир. Раймонд Рубловский четверть века был в составе и руководстве силовых структур: первого спецбатальона полиции, военной полиции, службы безопасности Сейма и президента, работал в должности военного представителя ЛР в Штабе объединённых сил НАТО в Монсе и на посту начальника департамента стратегического планирования генштаба НВС. Допусков к гостайне и вообще секретам НАТО у него было, наверное, не намного меньше, чем у президента. Сейчас он аналитик Института внешней политики Латвии, возглавляет Латвийскую федерацию дзюдо и является советником по вопросам стратегического развития в муниципальной полиции Риги.

Эхо от развала СССР

— От одного астролога я слышал примерную дату начала новой мировой войны: в 2018 году должны как-то очень страшно «встать звёзды в небе» — так же, как в 1939-м…

— Думаете, только в 2018-м? Я не астролог, поэтому полагаю, что если всё будет идти такими же темпами, как сейчас, мировой конфликт из-за Украины станет разгораться ещё сильней…

— Так и аналитики «от геополитики» говорят. Сейчас мы наблюдаем, увы, классический ход истории… Если мы смотрим на историю после «холодной войны», условно закончившуюся с развалом СССР, то прошла уже четверть века, выросло целое поколение — и в мире изменилось очень многое. Тогда был двуполярный мир, две сверхдержавы — США и СССР, которые контролировали всё на планете. СССР распался, а вместо него на картах появилось пятнадцать разных государств и масса спорных территорий, где одно время полыхало, а потом на время затихло, — Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье и так далее. А мировой гегемон остался тогда один — США с боевым потенциалом, на голову превосходящим тот, что у любой другой страны.

Но вот ситуация стала уверенно меняться: за четверть века на лидирующие позиции начал выходить Китай, увеличила силу Индия, и уж точно окрепла Россия. Владимир Владимирович, конечно, не согласен с историческими решениями, повлёкшими за собой развал СССР, и считает, что Россия в одной весовой категории с Китаем и США, а остальные страны должны это учитывать. И три эти державы сейчас хотят изменить существующий мир — в свою пользу. А США будут, конечно, делать всё, чтобы не потерять лидирующие позиции.

В свою очередь, Китай на это смотрит свысока, поскольку у него скоро будет лидирующая экономика в мире, а армия уже теперь одна из сильнейших на планете. И амбиций у Китая ничуть не меньше, чем у России и США вместе взятых, ведь вы учитывайте ещё то, КАКАЯ древняя и впечатляющая история у этой страны. Кстати, из всех трёх стран Китай — самый сплочённый. А чем страна более сплочённая — тем более сильная. Вспомните, насколько сплочённым был СССР в годы Великой Отечественной войны…

Вести себя прагматично

— Возможно, — и это был бы наилучший вариант из всех! — всё ограничится периферийными столкновениями, например, какие мы уже видели и видим в Сирии, Ираке, Афганистане, на Украине. Между прочим, везде противостоят уже чуть ли не открыто Россия и США. И Китай, замечу, тоже регулярно, всё больше и уверенней вовлекается так или иначе…

А ведь есть ещё и другие игроки, которые пока хоть и не очень важные в глобальном смысле, но являются очень сильными в вопросе региональной безопасности: Индия, Иран, Япония, Южная Корея, Турция, Бразилия. И у каждой из этих стран очень большая история за плечами, и смотрят они на всё происходящее не менее «имперски», чем Россия или Китай. Все эти страны хотят перемен в мире в свою пользу. И всё это вместе ну очень неприятно США, которые уверенно теряют лидерство в мире. Сейчас любые разговоры о каких-то там ценностях уходят далеко на задний план, теперь время realpolitik, как говорил Бисмарк.

— Вот и Майдан на Украине. А недавно был «майданчик» в Гонконге…

— Что касается Гонконга — там вообще очень интересно. Я тогда слышал, как «обменялись любезностями» в рамках азиатско-российско-американского формата США и Китай. Тогда Обама сказал, что США будут поддерживать демократические веяния и выборы везде — и даже в Китае. На что китайский лидер жёстко ответил: всё, что в КНР, является внутренним делом страны, не рекомендуется никому вмешиваться, мы не нуждается в советах извне. И Обама замолчал.

— В этой ситуации какую позицию должны занимать так называемые «пограничные страны» вроде прибалтийских, да и не только они?

— На днях финский президент объявил, что он не рассматривает свою страну в составе НАТО, поскольку это сильно испортит двусторонние отношения с Россией. Он ведёт себя прагматично. И Латвия должна вести себя предельно прагматично.

— И уж в это «прагматично» точно не вписывается поведение литовской президентессы Грибаускайте, которая назвала Россию «террористическим государством», а Украине намерена поставлять оружие — прямо из НАТО…

— У лидеров таких маленьких стран вроде Литвы своего мнения, когда идёт глобальная игра — борьба за мировой передел влияния, нет по определению. Несложно предположить, ЧТО было бы, если бы Россию назвали «террористическим государством» Обама или Меркель. Но Грибаускайте — это несколько меньшая весовая категория… В то же время ясно, что такая вот реплика президента Литвы — это не эмоциональный политический шаг, но взвешенный и полностью согласованный со своими хозяевами. Ну а заодно она в очередной раз показала свою лояльность хозяину.

Логика войны

— Увы, ни Литву, ни Латвию совершенно не учит история, — говорит Рубловский. — А вот, например, в Германии в годы «холодной войны», когда были ФРГ и ГДР, понимали, кто пострадает в первую очередь, если начнётся Третья мировая. Первая бы тогда пострадала Германия, где проходила граница двуполярного мира. А сейчас Прибалтика находится на границе России и НАТО. И о чём думают лидеры прибалтийских стран?

Во время войны включаются уже свои законы. Это законы войны, которая имеет свою логику. Конечно, тогда противостоящие стороны будут стараться максимально навредить друг другу, и что в процессе этого останется от Латвии и Литвы, догадаться совсем несложно.

— Когда вы работали в должности военного представителя Латвии в Штабе объединённых сил НАТО в Монсе, «украинский сценарий» вообще рассматривался?

— Все ждали другого. Например, вполне чётко рассматривалась ситуация конфликта между Китаем, который постоянно наращивал военную мощь, и Японией, у которой тоже уверенно росло вооружение. Между странами ведь хватает споров, и немало непогашенных конфликтов. Тогда, случись «вдруг» что, США выступили бы на стороне Японии и помогли бы «взорвать ситуацию», а на стороне Китая была бы Россия.

Другой «большой вопрос» был такой. Что случится с Афганистаном после вывода войск США, не разрастётся ли конфликт оттуда и не дестабилизирует ли ситуацию в странах Центральной Азии — Казахстане, Узбекистане и других? А если дестабилизирует, то в чью пользу? И кто на чьей стороне будет выступать, когда там начнутся гражданские войны? В эти войны были бы вовлечены и Россия, и Китай — хотя бы потому, что они рядом, и у всех свои интересы в Центральной Азии. Также рассматривался вариант «случайного обострения» отношений между Индией и Пакистаном, у которых полно споров за огромные пограничные территории. Это ведь ядерные державы с огромным населением и мощными армиями!

Плюс ещё и иранская ядерная программа никогда не забывалась, а это уже противоречия на Ближнем Востоке, где всегда что-то да случается… Но тут раз — и Украина! Ещё три года назад никакой аналитик и профессор политологии не предсказал бы вам, что на Украине будет вот ТАК, и из-за этого начнётся мощнейший глобальный конфликт. Как вы понимаете, «украинский кризис» превосходит и югославский, и грузинский.

— Но некоторые на полном серьёзе сравнивают этот кризис с другим — Карибским…

— До Карибского кризиса украинский пока не дотянул. Но! Сейчас мы возвращаемся к самым худшим дням 1980-х. Тогда всё, происходящее чуть ли не в любой стране мира — вплоть до африканских, было на руку или США, или СССР. А сейчас всё, что происходит в мире, на руку или России, или США, или — не забываем! — Китаю.

Каким местом Ринкевич думал…

— Но кому было выгодно признание министра иностранных дел Латвии (куда как более серьёзного ведомства, чем, например, Министерство культуры!) Ринкевича о постельных предпочтениях?

— В первую очередь, оно не было выгодно самому Ринкевичу! Здесь мы рассматриваем похожую ситуацию, как и с президентом Литвы. Ему сказали — он сделал.

Сейчас же до абсурда дошло; в Латвии теперь каждый министр будет вставать и признаваться, что «нам близки ценности свободной Европы и США, но только не России». В «террористической России» с «тоталитарным Путиным» вполне конкретно выступили — против пропаганды гомосексуализма…

Если говорить о Ринкевиче, то он себе сильно осложнил жизнь как политик. Ринкевич показал, что он весь из себя европейский. Но! Если бы рассказал о себе как о гее министр большой державы, играющей серьёзную роль на планете, то его бы всё равно принимали в мире, несмотря на его половые предпочтения. Но Ринкевич-то — глава МИДа маленькой страны. Интересно, как его теперь будут воспринимать, например, в том же Китае, где известно как к гомосексуализму относятся? И сможет ли он нормально ездить на азиатские саммиты — стран, где почти везде гомосексуалисты «под статьёй»? Впрочем, к его мнению, как к мнению Латвии, большие страны даже прислушиваться не будут.

И уж точно прибалтийские политики, вроде Ринкевича или Грибаускайте, сколько бы они ни обозначали свою позицию на мировой сцене, всё равно не играют никакой серьёзной роли — в том числе в украинском кризисе. И если — не дай Бог! — начнётся война, они точно ничего не смогут поделать, разве что ещё больше будут портить отношения с Россией своими высказываниями и заявлениями…

Заметьте, какими темпами на Украине события разворачиваются! Вдумайтесь, прошёл всего лишь год с Майдана. И за это время произошло столько всего, что мир стоит на пороге войны.

А если о Латвии, то… В следующем году наша страна будет президентствовать в Евросоюзе, поэтому её политикам важно обдумывать каждый шаг и взвешивать каждое слово — чтобы ещё больше не навредить своей же стране, своему народу. 2015-й для Латвии будет самым серьёзным испытанием за всю её историю начиная с 1991 года.

Игорь МЕЙДЕН.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *