n049_1_013

Референдум состоится!

• 25.01.2012 • Владимир ЛиндерманКомментариев (0)760

Попытка тридцати депутатов Сейма отменить референдум по русскому языку провалилась. Конституционный суд принял правильное решение: отмена или даже приостановка референдума не входит в его компетенцию.

Конституционный суд может отменить закон или административный акт, если он, по мнению суда, не соответствует конституции страны. Но КС не может вмешиваться в законотворческий процесс, каковым является референдум. Это фундамент современной цивилизации — принцип разделения властей. Суд не может подменять собой парламент или всенародное голосование. Так же как парламент не может вмешиваться в судебную процедуру.

Неужели этой азбучной истины, известной студенту первого курса юрфака, не знала председатель юридической комиссии Сейма Илма Чепане, подписавшая «заявление тридцати»? Или министр юстиции Гайдис Берзиньш, участвовавший в подготовке заявления?

Вероятно, знали, но надеялись, подраскрутив националистические эмоции, продавить незаконное решение. Не получилось. Все-таки в Конституционном суде сидят люди, дорожащие своей профессиональной репутацией.

Да и большинство латышских экспертов, социологов, журналистов оценили «заявление тридцати» как опасную авантюру, игру с огнем. Журнал IR, например, изобразил на обложке Райвиса Дзинтарса и Солвиту Аболтиню с канистрами в руках: политики с помощью бензина хотят потушить пожар этнического противостояния.

Итак, ни отсрочки, ни отмены всенародного голосования не будет. Как и назначил ЦИК, референдум состоится 18 февраля.

Правящие боятся референдума

 

И все-таки многим людям по-прежнему не дает покоя вопрос: чего они боятся? Почему референдум до такой степени напугал правящих, что они были готовы даже пойти на его запрет?

Я писал об этом в прошлом номере «Субботы», но на днях появилось еще одно хорошее разъяснение, на этот раз — из стана противника. Вот что сказала экс-президент Вике-Фрейберга в интервью телеканалу TV3:

«Очень важно, чтобы те, кто понимает и защищает эксклюзивные права латышского как государственного языка, показали, сколько их осталось в численном выражении. Если они не появятся, то миру будет казаться, что остальным все равно и внушительное число жителей требует два языка. И тогда все будут удивляться: да, чисто арифметически у них (у нас! — В. Л.) не получилось, но как же тогда выходит, что ничего не меняют. У этого могут быть очень серьезные политические последствия…»

Это произнес человек, который в европейском подходе к подобным проблемам кое-что понимает. Действительно, если нет подавляющего перевеса сторонников «эксклюзивных прав» латышского языка, то почему бы не выработать разумный компромисс между языковыми группами? Почему не легализовать русский хотя бы на уровне языка нацменьшинства?

Правящие боятся результата референдума. И правильно делают, что боятся. Референдум может лишить их монополии на власть.

Большинство читателей, наверное, хорошо помнят советское время. Вот представьте, что каким-то чудом году эдак в 1980-м на всенародный референдум выносится вопрос о руководящей и направляющей роли КПСС. Какой результат устроил бы партийное руководство? Только 99:1, никак не меньше! Даже 95:5 был бы сочтен поражением. Почему? Да потому, что в иллюзорном мире, который создает идеологический миф, царит единодушие. Да, есть те, с которыми «нам не по пути», но их должно быть ничтожно мало.

Как только исчезает мнимое единодушие, исчезает и монополия на власть.

Организовав референдум по русскому языку, мы посягнули на идеологический миф — якобы мононациональную «латышскую Латвию». Только опираясь на этот миф, наши правящие могут дурить голову и своим избирателям, и европейским чиновникам.

Ведь считалось, что вопрос о языке давно решен и закрыт — желанное единодушие достигнуто. Значит, можно смело идти дальше: ассимилировать русских школьников, повышать штрафы за неиспользование гос. языка и т. д.

Но если вдруг выявляется, что сторонников двуязычия и сторонников «эксклюзивных прав» латышского языка примерно поровну? Это значит, что никакого мандата от большинства народа на проведение жесткой националистической политики у правящих нет! И это не ускользнет от внимания зарубежных наблюдателей. На повестку дня встанет вопрос о компромиссе.

Пиррова победа

 

По данным последней переписи, удельный вес латышей в общей численности населения Латвии существенно возрос: с 57,7 процента в 2000 году до 62,1 процента в 2011 году.

Казалось бы, националисты могут бить в литавры: скачок аж на 4,4 процента! Но у медали есть и другая сторона: число латышей, проживающих в Латвии, по сравнению с тем же 2000 годом сократилось почти на 86,5 тысячи. Для маленького народа такие потери можно приравнять к военным. Не говоря уже о том, что официальная статистика склонна приукрашивать реальную ситуацию…

Удельный вес растет, численность падает. Такое ощущение, что правящих эта ситуация устраивает. Да, с точки зрения будущего нации положение трагическое, зато на выборах меньше проблем.

Информация для тех, кто готов помочь «Родному языку» с распространением листовок. Наш офис по-прежнему находится по адресу: Рига, ул. Вецпилсетас, 8. Время работы: 18.00- 20.00 по рабочим дням, 12.00- 14.00 — по выходным. Тел.: 22088157, 26698104.

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *