20110426212108_1066_1

Как женщины спасли Латвию. Патриотическая сдача драгоценностей

• 07.03.2013 • ИсторияКомментариев (0)760

В 1919 году молодому латвийскому государству пришлось тяжело: голод, холод, разруха. Ни одна страна Латвийскую Республику юридически ещё не признала, а в Риге, в Задвинье, находилась армия Бермонта. Перспективы выживания недавно созданной страны были весьма сомнительны.

Именно тогда, 5 ноября 1919 года, в газете Latvijas Sargs появилось обращение к латвийским женщинам. Обращалась писательница Иванда Кайя. «Женщины Латвии! — взывала она. — Скажите честно: сколько из своих золотых безделушек вы будете готовы отдать, когда у вас потребуют, для блага родины? Когда ваши мужчины отдают свою жизнь за свободу народа и землю наших отцов? Или вы будете, как землевладельцы, закапывать богатство в горшках и бить себя в грудь: тяжёлые времена, ах мы бедные крестьяне!» — сурово спрашивала писательница. И призывала:

«Отдайте государству своё золото, и драгоценные камни, и серебряные изделия, которые стыдливо прячете. Отдайте всё без остатка! Если Латвия выстоит, тогда вам как равноправным гражданам вернут всё назад с избытком в солнечные дни; если не выстоит — тогда вы, как рабы иных народов, посыпьте голову пеплом и склонитесь в тихих причитаниях. И для чего тогда вам уже золото, для чего старинное величие? Отдайте не раздумывая всё своё золото, пусть Латвия гордится Золотым фондом своих женщин».

И что вы думаете? На призыв откликнулись Рижское латышское общество, руководство Корпуса женской помощи, писательница Анна Бригадере и жена будущего первого президента Яниса Чаксте Юстина. А поскольку все они были очень авторитетными организациями и женщинами, то именно им было решено доверить золото и серебро, необходимые государству. Сама Иванда Кайя признавалась, что идею обратиться к женщинам лелеяла давно, но боялась опозориться: вдруг никто не отзовётся? Однако её призыв получил неожиданно широкую поддержку. Уже на следующий день женщины понесли свои драгоценности со словами: «У меня больше ничего нет!»

Всё это очень обрадовало правительство Карлиса Улманиса, так как политики не были уверены, что люди отозвались бы, если бы власти предложили им сдавать драгоценные металлы для создания государственного Золотого фонда. Улманис лично попросил писательницу взять в свои руки формирование Золотого фонда. «Не могу отказать, так как вижу, что иначе это славное предприятие захиреет», — записала в дневнике Иванда. И возглавила фонд, тем более что лучших кандидатур всё равно не было. «Кто хочет, уже занят работой, остальные все отказываются», — указывала Иванда.

lukin_family

В той же газете она опубликовала торжественное обещание: «Осознаю в полной мере большую ответственность перед народом и обществом и буду стараться сознательно и убеждённо это ответственное и добровольное задание выполнить с глубочайшей верой в латвийские народ и землю». Фонд действовал при полной поддержке правительства, хотя формально не был с ним связан. Государство обеспечивало охрану пожертвованных драгоценных металлов. Помещения Женского золотого фонда находились на улице Александра Невского, 17; теперь это угол улиц Блауманя и Марияс.

Люди несли туда серебряные вазы и кубки, золотые цепочки, оправы очков, серьги, кольца, ордена и медали. Чаще всего жертвовали золотые обручальные кольца. Тех, у кого ничего не было, призывали принести хотя бы золотой и серебряный рубль: «Пусть он сияет на нашем жертвеннике». Жертвовали не только женщины, но и мужчины. В основном они приносили цепочки от часов — сами часы не принимались. Газета писала: «Пожертвования различны. Много памятного, различные монеты, серебряные жетоны. Мирдза Р. принесла царский золотой орден отца. В числе первых жертвователей — молодая девушка, в первое утро принёсшая красивую большую серебряную сумочку…»

kajloК концу года поток женских пожертвований иссяк, на что Иванда Кайя жаловалась в своём дневнике 7 декабря. Как свидетельствуют документы, сама она отдала в фонд золотую цепочку с медальном, обручальное кольцо и золотую серьгу. Причём сделала это 18 ноября. Её супруг — известный врач Феликс Денисович Лукин пожертвовал золотую пуговицу с бриллиантами, орден Станислава, серебряный подстаканник. Дочь Силвия — золотой браслет и кольцо, сыновья — золотые и серебряные монеты. «На званых вечерах дамы без украшений. Всё кончено. В день в Золотой фонд приносят два-три пожертвования, в иной день вообще ни одного», — отмечала писательница 15 января 1920 года.

20 марта 1920 года Кабинет министров издал распоряжение о создании Государственного золотого фонда, в августе туда влились средства, собранные Ивандой Кайей. В фонде находились четыре миллиона царских рублей, 157,4 килограмма чистого золота, 5040 килограммов серебра, 95,5 грамма платины, на 128 каратов бриллиантов. Этих средств хватило, чтобы обеспечить выпуск латвийских рублей. Когда в ноябре 1922 года был основан Банк Латвии, собранные народом драгоценности перенесли туда в 99 ящиках, шести чемоданах, трёх корзинах и одном мешочке. Драгоценные металлы вместе с золотом, закупленным министерством финансов, переплавили в слитки и отдали на хранение в Английский банк.

Дальнейшая судьба Антонии Лукиной, писавшей под псевдонимом Иванда Кайя, сложилась трагически. 7 апреля 1921 года её хватил удар, парализовавший половину тела. 44-летняя женщина лишилась слуха и речи, могла писать только левой рукой. В 1934 году умер её муж. Женщину, спасшую Латвию, в 1926 голу наградили орденом Трёх Звёзд IV степени, но довольно скоро забыли. На Рождество 1941 года, когда писательница шла в старую церковь Гертруды, её сбил немецкий военный грузовик. Она скончалась в больнице 2 января 1942 года, не приходя в сознание.

По материалам газеты Latvijas Aviize.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *