masoni_75567337

Масонские знаки на улицах Риги

• 11.04.2013 • ИсторияКомментариев (0)940

Что зашифровано на фасаде Дома Черноголовых? Что потеряла в Риге на балу императрица Анна Иоанновна? Куда исчезли сокровища Дома Черноголовых?

Досье

Илья Дименштейн — наш коллега, журналист, автор книг об истории латвийских городов: «Русская Рига», «Рига и рижане 100 лет назад», «Наша Юрмала», «Рига известная и неизвестная» и др.

В книгах Ильи нет ни малейшего намёка на сухость, превращающую чтение в гербарий из фактов, цифр и дат. Никаких громких фраз, пафоса, превосходных степеней. Просто умелое журналистское перо и колоссальный труд по сбору материала.

«Суббота» представляет книгу Ильи Дименштейна «Рига известная и неизвестная» и публикует отрывки из неё с разрешения автора.

Дом Черноголовых: мифы, тайны, легенды

«Да что смотреть в Доме Черноголовых?! — удивляются те, кто никогда там не был. — Это же новодел!» И ошибаются. В здании, действительно восстановленном с нуля, можно увидеть уникальные вещи из собрания братства Черноголовых.

«Если мне суждено сгореть от огня, вновь возродите меня». Кто бы мог подумать, что эта историческая надпись на портале окажется пророческой: построенное в 1334 году и разрушенное в июне 1941 года здание было восстановлено в 1999-м.

В вестибюле — таблички с именами спонсоров, участвовавших в возрождении дома: более 1200 имён — от известных банкиров до рядовых горожан. Основную сумму на строительство внесла Рижская дума — 4,5 млн. латов. 29 декабря 1999 года в обновлённом Доме Черноголовых, как в давние времена, закружились в вальсе пары.

masoni_Fasad

Только для холостяков!

Сотрудница Дома Черноголовых Бирута Эндзеле приглашает в помещения первого этажа. Здесь с незапамятных времён хранились реликвии братства: коллекции серебра, табакерок, картины… Кое-что уцелело и сегодня.

— Собрание серебра начало создаваться с XVII века, когда здание полностью переняло братство Черноголовых, — рассказывает Бирута. — Вступать в него могли только холостяки. Большей частью это были молодые люди — дети мастеров и ремесленников, начинающие самостоятельную жизнь. Каждый вступающий должен был вносить определённый взнос. На эти средства и начала формироваться коллекция серебряных изделий. Кубки, подносы, тарелки стали заказывать у лучших мастеров Европы. Монархи, приезжавшие в Ригу, считали своим долгом ознакомиться с удивительной коллекцией. К Первой мировой она насчитывала 3400 предметов.

masoni_Gerb

Пропавшая коллекция

Во время осад и войн серебряные сокровища с Ратушной площади отправляли в отдалённые края. Во время Северной войны серебро уехало в Кёнигсберг, в Первую мировую — в Петербург. Из города на Неве уникальная коллекция возвратилась на родину в 1920 году. Но от былой роскоши уцелели жалкие остатки — 21 экспонат.

Долгое время считалось, что остальные предметы большевики переплавили. Однако в 1969 году часть коллекции неожиданно всплыла в Москве. В Оружейной палате выставили два серебряных подноса из коллекции — на них была эмблема братства. В Ригу они не вернулись, как не вернулись ещё 13 предметов, которые балтийские немцы вывезли в 1939 году.

masoni_silver_Feldmane

Туфелька императрицы

В 2001 году руководство Дома Черноголовых начало пополнять серебряную коллекцию. Сегодня в экспозиции сотни предметов. Среди них серебряный пивной кубок XVII столетия, подаренный латышкой из Германии Мирдзой Фелдмане.

Один из стендов посвящён табакеркам XVII-XIX веков. Более 200 предметов! Из серебра, дерева, папье-маше, панциря черепахи, козьего рога, эбонита… Коллекцию собирал один из черноголовых, который потом подарил её братству. До войны коробочек было вдвое больше. Половину в 1939-м увезли в Германию.

— А это тоже исторические реликвии, украшавшие довоенное здание, — Бирута Эндзеле показывает деревянные фигурки арапчат — их уцелело всего четыре, — которые после войны прописались в Музее истории Риги. Сотрудница музея с обидой говорит, что там и сегодня остались уникальные предметы, принадлежавшие Черноголовым. Среди них — туфелька, которую, по легенде, потеряла на балу в Доме Черноголовых императрица Анна Иоанновна.

masoni_melngalvju-nams

Шнапс для Петра Первого

Интересная история связана с посещением Дома Черноголовых Петром Первым. Он бывал здесь чаще других русских монархов — впервые в 1711 году. Приехал вместе с губернатором Меншиковым. Черноголовые пригласили царя посмотреть на ущерб, причинённый зданию во время бомбардировок города русской армией. Пётр приглашение принял и пробыл в Доме Черноголовых не один час. И ущерб оценил, и от шнапса не отказался!

В тему: Тайные послания масонов

Холостые купцы-космополиты из братства Черноголовых на самом деле являлись членами тайного ордена, превосходно владевшими герметическим языком мифов и легенд. Фасад дома Черноголовых и зашифрованное на нём послание — тому наглядный пример.

Космогонические доктрины

Известно, что епископ Альберт приплыл в Ригу со свитой из рыцарей ордена меченосцев. Этот орден поддерживал тесные связи с Тевтонским орденом. А тевтонцы находились под влиянием идей тамплиеров и имели доступ к тайнам ордена. Эти тайны в первую очередь касались космогонических доктрин. Пытливые умы древности много размышляли о строении Вселенной, её законах, о звёздах и планетах. Потому в храмах наших западных соседей множество сводов и фресок расписано в космических тонах — голубых и серебристых. Подобная роспись, чудом дошедшая до наших дней, есть и в Риге, в соборе Святого Екаба.

Истинные мастера, чьими орудиями труда служили циркуль, угольник, мастерок и отвес, оставаясь безымянными, скромно делали своё дело. Единственное, что они себе позволяли, — ставить на фасадах «своих» церквей и зданий особые знаки. Рига буквально усыпана ими (ул. Шкюню, 12/14). Позже эти братства войдут в историю под именем вольных каменщиков — масонов, строителей Храма.

Тайная символика

Символика на фасаде Дома Черноголовых тщательно продумана: ряд богов на фронтоне и пояснительный «текст» в виде гербов имеют глубокий смысл.

Вот великая богиня Церера, в честь которой в Греции проводились Элевсинские мистерии. Она дарует урожай (корзина с фруктами в руках) и свято хранит для достойных ключик к величайшим тайнам природы. Жрица богини Мелисса всегда носила за поясом ключ. Кроме того, в мистериях он изображался на Адитуме — священном месте, в которое не дозволялось входить непосвящённым. И напоминал об обязанности хранить тайну. Потому ключ помещён на фасаде рядом с богиней.

Иное дело — два перекрещенных ключа над решётчатыми вратами герба над входом. Тут двойной подтекст! Во времена Ливонии все знали, что это символ Папы Римского, украшающий его герб. На самом деле перекрещенные ключи — древнейшая эмблема двуликого бога Януса, которому известны тайны жизни и смерти, законы земли и неба.

Четыре рыцаря

Приглядимся повнимательнее! Дом Черноголовых осеняют своим покровительством четыре самых знаменитых рыцаря Европы. На площади — маркграф Бретани Роланд, доблестный воин французского короля Карла Великого, близ входа в здание — святые Маврикий и Георгий. А фронтон увенчан барельефом короля Артура, служить которому считали за честь Черноголовые. (В полном рыцарском облачении легендарного владыку Камелота можно увидеть в Музее зарубежного искусства.)

Или вот другой пример. Покровитель рыцарства и патрон царских династий Англии и России Георгий Победоносец с копьём у головы дракона. Его скульптурное изображение есть и на других рижских фасадах (ул. Базницас, 32). Легенда о победителе дракона известна многим, а вот скрытая за ней реальность — лишь единицам.

Между тем дракон символизирует дисгармонические силы человеческой натуры, которые нужно побороть с помощью копья — символа твёрдой воли. Отсюда наставление древних мистерий: «Пусть не дремлет копьё над драконом».

Что такое JHS?

Для того чтобы расшифровать другие послания, вспомним самое великолепное действо в соборах — мессу (литургия у христиан). Мессу служат в апсиде, где находится главная святыня собора — алтарь. У него своя история. На алтарях порой имеются загадочные надписи.

Например, в соборе Святого Екаба на деревянном подножии выгравированы буквы «JHS». Аббревиатура по латыни звучит так: «Jezus hominum Salvator» (в переводе: «Иисус — спаситель человечества»).

В основе мессы — поклонение солнцу. Рижским мастерам тоже нравилось изображать великое светило на фасадах (ул. Гертрудес, 19/21).

Кстати, «урожай» по латыни — «messis», отсюда и произошло латинское слово «messa», то есть жертвоприношение в честь того, кто теплом и светом помогает урожаю созреть. Отсюда и поклонение богиням земли, носящим у каждого народа свои имена: Церере (эта богиня изображена на фасаде Дома Черноголовых), Деметре, Кибеле, изображавшимся с колосьями злаков и с корзиной фруктов. Так людям внушалось трепетное отношение к сакральным дарам природы.

Может, не случайно снопы злаков и корзины с дарами урожая украшают гербы многих государств (в частности, герб Латвии в советское время) как символ благоденствия народа?

Секреты Каббалы

Ощущение трепета, возникающее под сводами готических соборов, знакомо, наверное, каждому. Но почему оно возникает? Вспомним, что слово «религия» произошло от латинского «religate» — «связь». Достижение эффекта связи с высшим миром и составляло главную тайну строителей храма. Они умели так организовывать внутреннее пространство собора, что даже неверующие неосознанно устремились к небу. И способствовала тому древняя как мир, но заново открытая средневековой Европой Каббала.

Познакомимся с ней на примере первого готического собора Европы — Сен-Дени, усыпальницы французских королей. Вот что писал в своих трудах покровитель Парижа святой Дионисий: «Природа Божества невыразима, она есть свет. И этот свет излучается из невидимых для нас миров ступенчато, потоками энергий, которые в конце концов доходят до Земли». Эта ступенчатость и отражена в форме порталов церкви Св. Яня (ул. Скарню, 24), Домского собора, Дома Черноголовых.

Кроме того, по замыслу посвящённых собор должен быть заполнен светом. А потому появляется трифорум — ряд окон, расположенных на большой высоте, многочисленные подкупольные фонари — лантерны (крыша Домского собора).

Природа божественного света триедина, о чём свидетельствуют витражи. Свет, струящийся вовнутрь, представлял Бога-Отца, витражное стекло — Мать-Природу, а освещённые образы в соборе — Бога-Сына.

…На большой высоте от креста-основания — своды. Они круглые, поскольку круг самая совершенная форма Творца и самая гармоничная геометрическая фигура. (Не случайно Пифагор требовал, чтобы его ученики сидели кругами, стол короля Артура был круглым, и перед алтарём мы обмениваемся кольцами!) В круге недели повторяются семь дней, в круге вечности — прошлое, настоящее и будущее… Три великолепных круга как главный символ триединства венчают портал Домского собора.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *