rinkevich_05

«Я не русофоб и не русофил — я представляю интересы Латвии!»

• 17.04.2013 • ИнтервьюКомментариев (0)725

Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич уверен, что патриотизм нормальному общению с соседями не помеха

Дружим ли мы с Белоруссией?

На днях г-н Ринкевич вернулся из поездки в Белоруссию — до этого с 2010 года (после разгона демонстрации, не согласной с итогами выборов, отношения Лукашенко со странами ЕС резко охладели) никто из наших представителей с визитом в Минске не был. Тогда шла речь о бойкоте и экономических санкциях, что могло больно ударить Латвию по бюджету. К счастью, не случилось. Наоборот, по сведениям Ринкевича, товарооборот между Латвией и Белоруссией заметно вырос. Правда, белорусы ввозят к нам заметно больше, чем мы к ним. (Взаимный товарооборот составил около трёх с половиной миллиардов долларов. По этому показателю Латвия заняла 5-е место и 4-е по экспорту среди стран, с которыми торгует Белоруссия.)

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в прошлом году заявил, что готов отказаться от портов стран Балтии в пользу российских, но Ринкевич уверен: «Пока экономическая выгода будет в пользу наших портов — резких изменений не будет. Всё зависит от того, как наша железная дорога и порты справятся с таким количеством грузов».

Ринкевич стал одной из первых ласточек восстановления отношений — он встретился с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем, чья фамилия включена в списки лиц, въезд для которых в Шенген ограничен. Тем не менее, по словам нашего министра, настрой с обеих сторон позитивный. Руководители погранслужб подписали договор о пересечении границы. Жители приграничных территорий (30-50 км) уже с прошлого года могут получать разрешение на свободное передвижение. С белорусской стороны таких желающих около двух тысяч, с латвийской — около 10 000. Договорились ещё больше упростить процедуру: пусть люди ходят друг к другу в гости на основании декларации (в Белоруссии — прописки) места жительства.

Когда наши уйдут из Афганистана?

Недавно Ринкевич побывал и в Афганистане. Встретился с руководством страны и привёз хлеб, сладости и сало нашим солдатам. Министр честно признался, что под пули он не попадал: визиты высокопоставленных гостей охраняются с особой тщательностью.

В конце апреля из Латвии в Афганистан отправится новая рота наших солдат. Сегодня там служат около 20 латвийских военных. «Настроение у них бодрое», — рассказал министр. Ринкевич обсуждал с руководством Афганистана планы на будущее: после 2014 года НАТО планирует вывести контингент из страны. Ринкевич считает, что какое-то число натовских военных там всё же останется — в качестве советников афганских военных и их охраны. Не исключил, что это будут и граждане Латвии. «Думаю, для полного урегулирования ситуации потребуется как минимум лет 10-15. Если не произойдут резкие внутриполитические изменения», — предположил Ринкевич.

По просьбе министра иностранных дел Афганистана Залмая Расула Латвия планирует помогать афганцам с обучением мирных специалистов: учителей, инженеров, врачей, железнодорожников… Скоро наши вузы пополнятся студентами-мусульманами. (Сегодня в Латвии учатся около 2000 студентов других стран, в том числе — 114 турецких.)

Зачем Латвии помогать Мали?

Латвийские военные участвуют в миссии НАТО в африканской стране Мали. Оно нам надо? — спросили журналисты у Ринкевича. По словам министра, для наших военных это первый сухопутный опыт работы в африканских странах. До этого был лишь опыт морской — наш офицер учился борьбе с сомалийскими пиратами.

«Наш мир очень тесен. Например, Мали находится совсем недалеко от границы с ЕС (Испания, Португалия), в который мы входим. И если Мали, к примеру, превратится в большой лагерь террористов — на кого в первую очередь будут направлены их атаки? На тех, кого террористы считают противником. А мы не так уж далеко».

rinkevich_06

Нужно ли запрещать советскую символику?

В канун 9 Мая Сейм скоропалительно рассмотрел вопрос запрета советской символики.

«Запрет символики тоталитарных государств шаг правильный, но в спешке можно наделать ошибок. Надо проанализировать все аспекты, — считает Ринкевич. — Здесь много чувствительных вопросов: что делать с наградами, что считать символикой — серп, молот, голову Ленина? Запреты надо обсуждать с участием экспертов — историков и юристов».

Так же сдержанно министр оценил и события 16 марта: «В демократическом праве люди имеют право выражать разные точки зрения и быть услышанными. Скажем, использование громкоговорителей 16 марта не было хорошо, но и поведение некоторых членов парламента у памятника тоже вызывает сожаления».

Что такое патриотизм?

— Г-н министр, что такое, по-вашему, патриотизм?

— Это значит делать всё возможное для своей страны, чтобы она стала лучше, понимать её интересы, но при этом осознавать, что и другие страны прекрасны, и их люди гордятся своей страной. Говорить плохо про других и думать, что ты самый-самый, — это уже не патриотизм.

— Допустимо ли не любить родину?

— Это не статья уголовного кодекса. Но такие люди достойны сожаления.

— Декларация премьера Валдиса Домбровскиса показывает, что он хранит свои деньги в брюссельском банке. Это патриотично?

— Наверное, так у него сложилось со времён работы в Брюсселе. Но вы лучше спросите у самого г-на Домбровскиса. Я не могу работать его представителем. Лично я храню деньги в латвийских банках!

— В ходе дебатов по внешней политике в Сейме депутаты «Нацобъединения» назвали вас русофилом. Вас это обидело?

— Я не русофил и не русофоб, я представляю интересы Латвии и считаю, что она состоит в добрососедских отношениях со всеми странами. И базируются они на принципах взаимной выгоды и уважения. Это нормально, когда в отношениях соседей бывают приливы и отливы.

Есть принципиальные моменты. Это наше видение истории, которое значительно отличается от российского, и мы будем эту точку зрения отстаивать. Но просто так обмениваться острыми пресс-релизами, чтобы завоевать Нобелевскую премию по литературе — кто кого более хлёстко заденет, — это не в интересах Латвии. Нам нужны нормальные отношения. А когда есть проблемы, надо высказывать свои точки зрения и обсуждать их.

В отношениях с Россией у нас есть много положительного. Не только в экономике. Скажем, наше сотрудничество по транзиту наших военных в Афганистан. Я бы не мазал всё лишь чёрными и белыми красками.

Куда исчезают граждане Латвии?

Ринкевич признался, что Латвия не знает точно, где и сколько наших людей находится: они не обязаны об этом сообщать. По предположению министра, около 30 процентов уехавших останутся за рубежом, 30 процентов будут смотреть, где лучше, а 30 процентов, скорее всего, вернутся.

«Я советовал бы уезжающим регистрироваться в консульском реестре, чтобы, когда возникают проблемы, мы могли их быстро найти. А также — делать медицинские страховки, чтобы не создавать потом проблемы себе и родственникам.

Скажем, сейчас умер человек, которого работодатель послал работать в Афганистан без страховки, — и теперь наш посол в Узбекистане должен делать героические усилия для связи с нашими военными, чтобы помочь перевезти покойного на родину. Не экономьте на нескольких латах страховки! Государство не помогает деньгами на лечение. Мы можем выдать ссуду на возвращение, если потерялись деньги, но её надо будет вернуть».

press-club-01Пресс-клуб LV

В клуб входят газеты Вести Сегодня, Телеграф, Суббота, журналы Люблю! и VIP-Lounge, порталы telegraf.lv, lifenews.lv, vesti.lv, subbota.com, gazeta.lv и другие.

Общая аудитория газет и журналов превышает 250 тысяч человек (TNS). Число уникальных посетителей интернет-порталов составляет около 500 тысяч (Google Analytics).

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *