suta_belcova

Женственность в штанах

• 21.03.2014 • ОбществоКомментариев (0)737

Об этом посетителям расскажет выставка «Новая женственность», открывшаяся в музее-квартире Романа Суты и Александры Бельцовой. Это сегодня местные дамы воцарились в самых высоких сферах общества: депутат-ша, министр-ша, президент-ша, спикер-ша, премьер-ша…

Как прекрасный пол Латвии получил права… человека

Началось же их победное шествие к равноправию около ста лет назад — после Первой мировой и создания независимого государства. Именно тогда ввиду нехватки мужчин прекрасный пол начал занимать не свойственные им места и избавляться от традиционной формулы трёх «K» (на нем. яз.: «Kinder, KUche, Kirche» — «церковь, дети, кухня»). Как пошутила куратор выставки Байба Ванага, латвийские дамы сменили их на другие три «K»: платье, косметика, кавалеры (на лат. яз. — «kleita», «kosmeetika», «kavalieri»).

И, конечно, все эти невероятные превращения нашли отражение в искусстве.

Девочка под мальчика

Первые ростки женской эмансипации зародились ещё в конце XIX века. Но распуститься пышными цветом им помогли именно переломные события в мире и стране. Женщины получили равные с мужчинами политические и юридические права, овладели «недамскими» специальностями и стали вступать в различные организации — общественные и политические.

В 1917 году была основана Национальная лига латышских женщин, а в 1925 году — Совет организаций латышских женщин, которые устраивали конгрессы и публичные выступления. В Народный совет и Конституционное собрание тоже были привлечены женщины, но, несмотря на активную агитацию, в Сеймы первых трёх созывов не выбрали ни одну представительницу прекрасного пола.

Межвоенный период стал временем расцвета женских журналов (Darba Sieviete, Sieviete, Zeltene, Latviete), которые знакомили дам с актуальными общественно-юридическими вопросами, писали об известных женщинах, давали советы по домоводству и уходу за собой. Что любопытно, их обложки и развороты зачастую украшали довольно фривольные фотографии обнажённых дам, демонстрировавшие раскрепощение слабого пола.

Основательно изменились и наряды. В годы Первой мировой домашние обязанности призванных на фронт мужчин должны были исполнять их половинки, для чего им понадобилась более удобная одежда — без ограничивающего движения корсета и с более короткой юбкой. Многие расстались и с длинными волосами.

В журнале Nedeella 1925 года автор-мужчина жаловался на новую моду: «Современная женская одежда абсолютно прямых линий, карандашного силуэта, скрывает любые формы. Самой элегантной является та дама, у которой нет ни линии груди, ни линии бёдер. Раньше такая женщина, без сомнения, чувствовала бы себя несчастной. Женщина с причёской под мальчика, в современном коротком наряде абсолютно прямых линий напоминает подобное небесным ангелам бесполое создание».

Спорт и лёгкое поведение

Женщины 20-х не только заимствовали детали мужского гардероба, но и перенимали мужские привычки. Они были уверены в себе, имели оплачиваемую работу, следили за модой, заботились о внешности, а свободное время посвящали развлечениям: походам в театр, на ипподром, в кафе, в дансинг…

В злачных местах они встречались с такими же жаждущими отвлечься от военных тягот мужчинами, после чего те и другие подвергались критике более консервативной части общества за падение нравов и распущенность. Отличные иллюстрации стремления к лёгкой жизни тех лет — поэзия Александра Чака, картины и графика Карла Падегса, Романа Суты, Сигисмунда Видберга.

Если до войны спорт считался исключительно мужским занятием, то в 20-е годы завсегдатаями спортзалов стали дамы. «Послевоенную женщину не беспокоит ни критика общества, ни тысячи любопытных глаз. Они открыто участвуют в состязаниях, одетые в лёгкие спортивные костюмы, дефилируют на парадах спортсменов мимо трибун со зрителями. Они занимаются не только лёгкой атлетикой, но и боксом и футболом, не хуже профессионального шофёра водят автомобиль или мотоциклет и соревнуются с авиаторами в искусстве полёта», — так описали метаморфозы в журнале Sieviete за 1926 год.

Самой яркой иллюстрацией женского спорта Латвии считают картину Александры Бельцовой «Теннисистка» (1927).

Любовный четырёхугольник

Выставка не случайно проходит в мемориальной квартире интернациональной супружеской пары художников Бельцовой и Суты.

Украинка Бельцова и латыш Сута познакомились во время учёбы в Пензенском художественном училище. После революции они в 1919 году перебрались в Ригу, где поженились, что не мешало им вести богемный образ жизни. Сута перетекал от одного увлечения к другому. Самым страстным его романом стала любовь к актрисе театра «Дайлес» Бените Озолине.

Бельцова воспринимала всё с аристократическим спокойствием, а после ухода мужа из семьи сама предприняла попытку устроить личную жизнь — её увлечением стал испанский архитектор, замдиректора музея Прадо в Мадриде Роберто Фернандес Бальбуэн. Александра не смогла устоять перед галантным шармом и блестящим интеллектом Бальбуэна. Вместе они провели месяц в Стокгольме. И расстались навсегда.

Все романы и страсти неизменно находили отражение в творчестве супругов, расцвет которого пришёлся как раз на 20-30-е годы.

Цифра

Сегодня в Латвии, по статистике, труд женщин оплачивается на 17 процентов меньше, чем те же обязанности мужчин.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *