dsc_3207

Больше чем спорт

• 14.08.2014 • Тема неделиКомментариев (0)615

Лидер движения «За спортивное общество» Андрис Морозовс. Движение «За спортивное общество» зародилось в некогда самом маргинальном районе Риги — Московском форштадте. И то, что сегодня это место со своей сомнительной репутацией во многом распрощалось, заслуга его активистов — крепких ребят с верными установками.

На протяжении ряда лет они бесплатно приобщали трудных подростков к спорту, боролись с наркоманией. «Мы организуем спортивные праздники для молодых семей и людей с ограниченными возможностями, много занимаемся благотворительностью, — говорит лидер движения Андрис Морозовс. — В общем, трактуем понятие спортивного общества максимально широко».

Сам Андрис рос не в Московском форштадте и даже не в Риге, а в небольшом латгальском городке Куправе близ российской границы. В советское время он славился залежами глины с замечательными керамическими свойствами и заводом, который делал дренажные трубы из этой глины — совсем как в Древнем Риме, лёгкие и экологически чистые.

Завод был градообразующим предприятием — жители трудились на нём в три смены. Для их детей была построена школа с отличным спортзалом. Так что Андрис со школьных лет не мыслил себя без спорта, сначала — футбола-баскетбола, со временем — бокса.

В 17 лет, окончив школу, он переехал в Ригу, получил высшее экономическое образование, параллельно работал, но спорта не оставлял. В столице в конце концов осел в Московском районе. И был буквально ошарашен его депрессивной средой.

— Молодёжь здесь в течение многих лет чётко делилась на две неравные части. Большая часть плыла по течению, спивалась или кололась. Но были и люди, которые сделали всё, чтобы вырваться из этой среды.

Таков мой друг Виталий Дубов. Он вырос в многодетной рабочей семье, подростком наблюдал многочисленные бандитские разборки 90-х годов, и чтобы избежать участия в них, ушёл в армию добровольцем. Военному делу учился в Дании и Швейцарии, стал разведчиком элитного подразделения, побывал в самых горячих точках планеты. Зарплату посылал маме, чтобы семью не выселили из квартиры за долги. Вернувшись, Виталий из всех друзей детства в живых застал лишь несколько человек, остальные умерли: наркотики…

Кроме Дубова, многократного чемпиона Латвии и мастера спорта по пауэрлифтингу, нашлись ещё единомышленники. Как, например, Валерий Петров, тоже выросший в форштадте и не понаслышке знающий о проблемах в молодёжной среде. Своими силами они отремонтировали подвальное помещение в 75-й школе, натаскали туда гантели, штанги и сделали тренажёрный зал, куда зазывали всех, кто изнывал на улицах от безделья и не мог финансово потянуть занятия спортом.

— Мы находили их очень просто, — вспоминает Морозовс. — Идём, видим: компания подростков пиво пьёт. Подходим: «Давайте лучше к нам в зал». И уже через полчаса они у нас железо тягают. Через месяц у них блеск в глазах и совсем другие мысли в голове.

За Ригу без наркотиков

Со временем незатейливая пацанская качалка выросла в целый спортивный клуб «Аркан», который посещают более 150 человек. И переехала в другое место, чтобы было где заняться боксом и кик-боксингом, пауэрлифтингом и дзюдо.

Заброшенные помещения в самом сердце Московского форштадта, где раньше ночевали бомжи, приводили в порядок своими силами полгода. Вывезли девять контейнеров мусора. Закупили на свои средства тренажёры, начали первые тренировки. И тут — наглость, какой не ждали. Прямо напротив спортивного клуба открылся магазин по продаже курительных смесей, именуемых в народе «спайсами».

— Сначала никто из нас не подозревал про их наркотический эффект. Но насторожились мы довольно быстро. Рядом три школы. И школьники каждый день ходили мимо этого магазина, кто-то заруливал туда прямо с портфелем. Нам стали поступать жалобы от родителей, у которых появились подозрения, что их дети пробовали это зелье. Появились подробности, что с подростками при этом происходит. Проблема оказалась серьёзней, чем на первый взгляд, ведь торговцы продавали наркотик абсолютно открыто и правоохранительные органы не думали их беспокоить.

Виталий Дубов как профессиональный разведчик взял на себя сбор информации. Валера Петров уже был депутатом Рижской думы, он помог нам зарегистрировать организацию «Рига без наркотиков». Мы попытались достучаться до правительства и Сейма. Увы, было ощущение, что эти люди живут на другой планете.

Они совершенно не понимали ситуации, говорили какими-то абстрактными лозунгами, считали это паникой на пустом месте. Мы предлагали им выйти с нами в рейд и своими глазами увидеть, что происходит в городе с молодёжью. Но никто из правительства и Сейма не согласился. Никто! И только Нил Ушаков, мэр Риги, сразу проникся серьёзностью проблемы, отправился с нами в рейды и принял целый ряд жёстких мер, позволивших придушить эту гидру, распространившуюся по всему городу. Мы вошли в состав движения Stop Drugs, и от его имени я работал в комиссии Сейма над проектом криминализации легальных наркотиков.

Сегодня проблема наркотических курительных смесей хоть и не решена полностью, но находится под жёстким контролем. Уже не правоохранительным органам надо инициировать проверку — что там за подозрительную смесь продают в киоске, доказывать, что в её составе запрещённые ингредиенты.

Всё переменилось: теперь продавцам надо сначала отдать свой товар на экспертизу и доказать, что в нём отсутствуют психоактивные вещества. В противном случае — уголовная ответственность и реальные тюремные сроки. Не удивительно, что торговцы дурью удрали в Интернет. В итоге курительные смеси школьникам отныне практически недоступны.

За всё в ответе

Сегодня Андрис Морозовс руководит крупной логистической компанией, является отцом двоих детей. И при этом ухитряется уделять много времени социальным проектам. Ради чего даже учредил специальную организацию — «За спортивное общество».

Это альянс таких местных спортивных организаций, как клуб по панкратиону Sev Arch, спортивный клуб «Аркан», клуб дзюдо Bosco, «Академия тайского бокса», молодёжные движения Ghetto Games и Tanec.lv.

— В год мы участвуем в организации более пятнадцати проектов. И это только если говорить о спортивных мероприятиях, которые мы проводим среди тех, кому спортом заниматься непросто: людей с ограниченными возможностями, мам с маленькими детьми.

Из других наших проектов: сбор средств детям, потерявшим близких при обрушении золитудской Maxima. К слову, погибший при спасении пострадавших Эдгар Рейнфилдс — воспитанник нашего клуба. Равно как и другой спасатель, награждённый государством за мужество.

Мы периодически устраиваем рождественские ёлочки для детей-сирот, занимаемся благотворительностью для Дома малютки при женской тюрьме, проводим другие мероприятия. И, конечно, по-прежнему бесплатно принимаем в свои секции подростков из финансово неблагополучных семей.

Несколько лет назад наше государство заявило, что больше не будет финансировать спорт, и вся нагрузка легла на общественные организации и на карман родителей. В итоге родители теряют контакт с детьми, потому что пытаются заработать в трёх-четырёх местах сразу и им не до воспитания. Тренер — вот кто становится для ребёнка и за мать, и за отца. В своё время с таким наставником, способным дать правильные установки, объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, повезло мне, повезло моим друзьям, возглавляющим ныне спортивные клубы и секции в движении «За спортивное общество». Наш долг — продолжить эту эстафету.

Ингрида РАДОВА.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *