imagescal81ni6

Путь из Дамаска

• 24.11.2014 • ОбществоКомментариев (0)864

Древняя земля Сирии связана с именами христианских апостолов и святых, она дала миру уникальные сокровища цивилизации. Почему опять здесь, как две тысячи лет назад, гонят христиан?

Дамаск… По дороге в этот древний город гонитель христиан Савл сделал шаг к тому, чтобы стать Апостолом любви, здесь он услышал слова: «Савл, что ты гонишь Меня?»… И, уже став Апостолом Павлом, после жизни, полной лишений, произнес свои главные слова:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»

* * *

В стране, которая еще недавно была образцом терпения и терпимости, где уживались мусульмане и христиане, сегодня — шесть миллионов гонимых, бегущих от войны и гибели, более ста девяноста тысяч погибших, разрушенные дома, обломки древней цивилизации и современной цветущей страны.

Дамаск… Место, где, по преданию, поселились Адам и Ева, изгнанные из рая. И где на горе Касьюн, к которой прильнул город, совершилось первое убийство на Земле – Каин убил брата своего Авеля. Пещера эта называется «Пещерой первой крови». Когда злодеяние совершилось, скала вскрикнула от ужаса. В качестве доказательства действительно можно увидеть каменную пасть с языком, зубами и горлом, исторгнувшим вопль. Здесь же хранится и орудие убийства: камень, который дьявол вложил в руку Каина. Много существует версий, толкующих название города, по одной из них «Дамаск» происходит от арамейского «демшак», что означает кровь брата или невинно пролитая кровь.

pescherakaina

Пещера Каина. Как будто кричит.

Дамаск… Библейские мифы и восточные сказки, терпкие, ароматные и разноцветные, как одноименные пряности и сладкие, как многочисленные сладости, которыми знаменита эта земля… Шекспировские « дамасские розы» , «roses damasked»(объединяющие в игре слов «розы» и «булат») и знаменитая дамасская сталь.

На сирийской земле эпохи сходились острыми краями и являли миру новые чудеса. На пути в Дамаск римская эпоха перешла в христианскую, и здесь в 22 километрах от Дамаска в Седнае византийский император Юстиниан (527-565г) встретился с Божьей матерью, которая явилась ему в образе газели на охоте и повелела основать в этом месте монастырь. Фреска с газелью — единственное в мире подобное изображение Божьей Матери. Этот монастырь, первой настоятельницей которого была сестра Юстиниана, хранящий драгоценнейшую икону Богородицы, написанную самим Апостолом Лукой, одинаково почитается и христианами и мусульманами…

Стать из Савла Павлом

На пути в этот город и услышал Савл голос, раздававшийся из ослепительного свечения, от которого потерял зрение будущий Апостол…

Голос Господа повелел Савлу идти дальше в Дамаск, где ему будет сказано, что делать дальше. Его привели в Дамаск через ворота Баб Шарки, — бывшие римские ворота Солнца. Как и в I веке нашей эры, сегодня от этих ворот начинается христианский квартал города с оживленной улицы Мидхат-паша – при римлянах она называлась Виа Ректа (Прямая улица), которая упоминается в Евангелии, в Деяниях Апостолов, написанном Апостолом Лукой. Когда Господь посылает Ананию найти Савла, улица полностью охарактеризована одним ироничным словом: «Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую».

Савл был исцелен первым патриархом Дамаска Ананией, в память об этом событии сохранилась подземная часовня. В ней когда-то собирались первые христиане Дамаска. А еще раньше на ее месте стоял античный храм, от которого уцелели два алтаря.. За проповедь христианства Анания был арестован и приговорен правителем Дамаска Лицинием к смертной казни — через побитие камнями.

Савл, став апостолом Павлом, проповедовал в Малой Азии, Греции, Риме, а после и в Сирии. Придя в Дамаск во второй раз, Павел оказался в роли гонимого. Он скрывался у своих учеников, ночью помогли бежать ему из города, спустив в корзине по городской стене. В церкви апостола Павла, специально для сотен паломников и туристов, выставлена копия этой корзины.

Здесь же, на картине, изображено его бегство. Рядом — серия картин, подаренных несколько лет назад сирийской церкви российскими иконописцами…

После бегства Павел продолжил свои путешествия по свету, распространяя всюду христианство.

Уровень той улицы, по которой будущий апостол вошел в город, был тогда на полтора метра ниже, а длина улицы составляет 1,5 км. В настоящее время Прямая улица делится на две – Мидхат-паша и Баб Шарки.

damas

 Пестрая биография Дамаска

Дамаск – древнейшая столица мира. Самое раннее упоминание о Дамаске зафиксировано в аккадских табличках и в документах XVIII династии египетских фараонов (примерно XIV — XII вв. до н. э.), где город называется Димаску или Димашка. В первой книге Ветхого завета город упоминается как хорошо известный и важный центр. В Библии Дамаск называется столицей древней Сирии и как город, славящийся торговлей.

До XV в. до н.э. город был владением египетских фараонов. Потом было здесь и арамейское Дамасское царство, и годы величия и падения, в 539 г. до н.э. отошел к государству персидской династии Ахеменидов.
В 333 г. до н.э Александр Македонский вторгся в Малую Азию и занял Дамаск.

В 64 г. до н.э в Дамаск вступил римский полководец Гней Помпей и Сирия стала провинцией Римской империи. С тех времен и сохранилась в Дамаске Римская арка и многие памятники римской культуры. Со временем город стал одним из центром торговли. Юлиан (IV в.) назвал Дамаск — глазом Востока.

С 661 по 762 г. Дамаск был столицей огромного халифата династии Омейядов, простиравшейся от Инда до Пиренеев. От этой эпохи остался великолепный памятник мечеть Омейядов, перестроенная арабами из некогда византийской базилики Иоанна Крестителя.

В восточным приделе хранится одна из главных христианских святынь. Во время перестройки византийской базилики в мечеть строители случайно обнаружили подземный склеп. По местным преданиям, в нем покоится голова Иоанна Крестителя (или ее часть). Мусульманин халиф Валид решил избавиться от христианской святыни, но как только он решил это сделать, моментально оцепенел и не мог даже пошевелиться. Увидев в этом знак свыше, халиф приказал соорудить для святыни саркофаг и поместить его внутрь мечети.

В Сирии причудливо переплелись христианство и ислам, причем самых разных конфессий.

Великие подвижники

На этой земле родились и жили, великие христианские подвижники и святые. Ученица Апостола Павла, Фекла, в память о которой остался, ныне искалеченный, монастырь в Маалюле. Симеон Столпник, прославивший ныне разоренный город Алеппо. Ефрем Сирин, автор великопостной молитвы о том, что уныние самый тяжкий грех… Жил в Сирии и Исаак Сирин, который оставил много сочинений на сирийском языке: о судах, благочинии, о божественных тайниках и о духовном управлении, известных под названием монашеского правила, содержавшего анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования. А Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских православных учителей и философов, автор православной литургии, написал в Сирии многие свои известные труды.

В Дамаске родились Андрей Критский, написавший потрясающий по своей силе канон, который читают в Великий пост, Иоанн Мосх, и Иоанн Дамаскин.

Иоанн Мосх, родившийся предположительно в 550 г, был монахом в монастыре святого Феодосия в Иерусалиме и много путешествовал. Он автор знаменитой книги « Луг духовный» или « Лимонарь», которая в русской традиции известна более, как « Синайский патерик». Он составлен из бесед преподобного Иоанна с пустынниками, египетскими подвижниками, полон бесценных примеров духовного опыта и описаний жизни православных христиан 6-7 вв.

Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в Дамаске около 680 г. В знатной и благочестивой семье. В это время сарацины завоевали Дамаск, убивали и продавали в рабство христиан, не позволяли исповедовать открыто веру в Христа. Его дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании « великого логофеда» («откупщика») и при византийском владычестве, и при персидской оккупации. Впоследствии это место занял сам Иоанн. По преданию святой Иоанн учился точным наукам и музыке с братом Косьмой (впоследствии епископом Маюмским) у пленного инока из Калабрии и около 706 года принял постриг в монастыре святого Саввы около Иерусалима.

Об Иоанне Дамаскине существует легенда, связанная с самым удивительным образом Богородицы – Троеручица.

В период иконоборчества св. Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору Льву III Исавру, который поддерживал ересь. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо против халифа (подданным которого являлся Иоанн) . За это преподобный был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которую повесили на городской площади.

Когда Иоанн получил усеченную кисть руки обратно, он приложил ее на место и начал молиться перед иконой Богородицы. И так уснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многочисленных списках «Троеручицы», и написал песнопение «О тебе радуется»…

Иоанн Дамаскин известен так же как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице. Иоанном было написано множество канонов — Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников.

imagesca94zsjt

Так пытаются стереть память

…Пройдя через многих завоевателей, египетских, турецких Султанов и через разрушение Тамерланом в 1300 году, пережив Османскую империю и подчинение Франции до обретения Сирией независимости в 1943 году, Дамаск стал столицей великой и многострадальной страны. Но нет мира на его земле. Кольцо войны, ненависти и горя сжималось вокруг сирийских городов — Садат, Маалюля, Алеппо, Хомс…и достигло Дамаска.

И вот уже два года сообщения из древней столицы наполнены дымом и кровью…Рушатся дома мирных жителей, исторические памятники, гибнут люди. Боевики обстреливают из минометов жилые кварталы даже в центре Дамаска; многочисленные теракты и боевые действия в некогда двухмиллионном городе принесли много горя. В эти ноябрьские дни бои особенно ожесточенны, районы Бала и Зебдин переходят из рук в руки, правительственные войска стараются выбить боевиков исламских группировок из города и окрестностей.

Опять на сирийской земле, как две тысячи лет назад, идет гонение, исламские радикалы жестоко расправляются с христианами, в новостях постоянно появляются сообщения о массовых убийствах из-за религиозной нетерпимости, о преднамеренном разрушении христианских святынь…Так стирается память, так пытаются убить веру.

Памятники, входящие в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО ежедневно подвергаются опасности, многие уже непоправимо повреждены – так человечество становится беднее и безроднее.

В августе 2013 года было совершено нападение на православный монастырь Святого Георгия, построенный в 4 веке в Тал-Калах, что в 65 км от многострадального города Хомса. 11 христиан погибли защищая свою обитель, а исламисты отступили в район Эль-Хосн, где находится средневековый замок крестоносцев Крак де Шевалье.

В Сирии все рядом – православные и католические храмы и монастыри, все сосуществовало мирно под щедрым восточным солнцем, но для «чужаков», какими являются боевики Аль-Нусры и Игила — это просто каменные стены, которые можно использовать как укрепления, не заботясь об их сохранности, и ценности, которые хранятся в них — просто товар, не имеющий для них никакого духовного значения. Во время одной из атак правительственных войск на занятый боевиками замок, он был поврежден ракетой, а в марте этого года освобожден, но уже никогда не будет прежним.

Как никогда не будет прежним Алеппо, со взорванным экстремистами минаретом Великой мечети Омейядов (да, они не щадят и исламские святыни), с изгнанной армянской христианской общиной, разрушенными христианскими храмами. Как не будет прежним город-призрак Хомс, в котором разрушено множество домов, храмов, сожжен уникальный храм пояса Богородицы 59 г.н.э., город, где от 150 тысяч христиан осталось 72 человека.

Сокровища шумерской цивилизации

Шумерская культура, вавилоно-ассирийское влияние, арамейская доминанта, эллинистический период, раннее христианство, византийское владычество и господство ислама — здесь времена наслоились друг на друга и получился самобытный колорит этой щедрой страны.

Пальмира, жемчужина Сирии

«У каждого просвещенного человека две родины: своя и Сирия», —сказал как-то французский археолог, экс-директор Лувра Андре Парро. Именно здесь, на «плодородном полумесяце», в Передней Азии и Египте, в долине Тигра и Евфрата зародилась цивилизация, впервые появились скотоводство и земледелие. В окрестностях Алеппо покоятся в песках и руинах около ста мертвых городов. А сколько их по всей Сирии…

Мари — самый западный из городов Шумера, основанный в третьем тысячелетии до нашей эры. Он прославился большеглазыми, наивно-детскими статуями вельмож. Собственно, благодаря одной из таких скульптур, город и был обнаружен: бедуины, копавшиеся в песке, наткнулись на 300-килограммового великана с гигантскими глазами…

Мари явил миру множество древних чудес, главным из которых остается дворец Зимри-Лима — царя Мари. Комплекс, раскинувшийся на 2,5 гектара, имеет 300 помещений, стены которых великолепно расписаны. «Скромное» жилище владыки до сих пор считается одной из важнейших мировых археологических находок, если добавить к этому огромный клинописный архив на нескольких языках и храмы Иштар —можно оценить значимость Мари для мировой культуры.

…Стены древней Басры, с самым большим на Ближнем Востоке амфитеатром, сохранившимся лучше римского Колизея, где до войны проводились музыкальные фестивали. Удивительная Пальмира, расположенная в оазисе между Дамаском и Евфратом – имя которой стало символом красоты, просвещения и духовности. В 333 году до н.э. здесь прошла армия Александра Македонского — он-то и дал городу имя, которое переводится как «страна пальм». По сей день здесь высятся каменные коринфские «пальмы».

В конце 17 века британские археологи нашли 10-метровую колоннаду, часть древних разделительных полос между дорогами для колесниц и пешеходными путями. Когда-то колонн было почти полторы тысячи.

Самое большое сооружение — храм Бэла, посвященный месопотамскому богу бури, его стены и по сей день украшены выразительными барельефами. Пальмира богата всем, что подобает столице, здесь есть торжественная триумфальная арка, театр, термы, сенат, храмы.

Дворцы горят одинаково

Всегда в любой стране можно найти недовольных – властью, жизнью. Потом, с помощью отработанных технологий, используя интернет и соцсети, например, вывести на площадь студентов, офисных менеджеров, домохозяек и креативную молодежь, которые всегда готовы поддержать протест «против тирании за демократию». А потом участники митингов с удивлением говорят, что хотели перемен, а не войны…

damascus_1

10b2

До войны и… после.

Но тот, кто ловко дергает за ниточки протестов, внушает неприязнь к, вчерашним согражданам протестующих – не так живут, не так думают, не ту религию исповедуют… Находятся те, кто финансирует боевиков и «воинов джихада». И все вроде бы знают, что в глубине конфликта лежит передел мира сверхдержавами, что идет битва за ресурсы, за рынки сбыта, за сферы влияния, за огромные доходы небольшой группы людей (ну и шакалы войн всех рангов – от местных богатеев до мародеров поживятся), но веками работает это правило – бей не таких, как ты, и будет тебе счастье. И ничто не остановит этот отлаженный механизм.

Раздираются на лоскуты вполне благополучные страны, рушатся памятники истории, искусства, культуры, растаскиваются сокровища храмов, дворцов…Стирается память человечества, заносится песком пустыни… Простые люди в терзаемых войной странах лишаются того, что составляло их маленький мир – родной дом, кров, ценности каждой семьи – фотографии, семейные реликвии… И самое страшное – потеря близких людей…

Одинаково страшны руины Хомса, Апеппо, Дамаска и Луганска, Иловайска, Донецка, одинаково пробивают снаряды и секут осколки стены древних храмов Сирии и новых храмов Донбасса.

Одинаково горят Свято-Иверский монастырь у донецкого аэропорта и монастырь святой Феклы в Маалюле…

Город с тысячелетней историей теряет стены, помнящие другие эпохи, бесценные артефакты музеев…И молодой город, история которого умещается в пару веков (а до этого столетия Дикого Поля, история скифов и сарматов) теряет свою память с разбомбленным краеведческим музеем, навсегда погибшими экспонатами.

Одинаково жаль разрушенного дома, семейного счастья в любом разбомбленном городе, одинаково плачут девочка Ханна в Хомсе (в документальном фильме о Сирии), у которой боевики – исламисты увели папу, и девочка Аня (Света, Юля, Катя…)из Донбасса, которые каждый день живут под обстрелами, теряют близких, лишены своей прежней жизни.

Человечество на пути из Дамаска… Уже сказаны слова проповеди любви «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.» А деньги, мнимое могущество, которые они дают, вообще ничего не стоят перед вечностью…

Почему же мы продолжаем идти путем Каина? Когда же услышим «что ты гонишь Меня»?

БОРИС  БЕРГИН.

(Специально  для  «Субботы»)

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *