Урок Победы

• 14.05.2015 • Калейдоскоп, СобытиеКомментариев (0)2711

Великая Отечественная война на уроках русской литературы в латвийских школах

В русских школах Латвии праздновать 9 Мая запрещено. Однако никто не запрещает учителям литературы изучать с детьми произведения, посвящённые Великой Отечественной войне.
Такие произведения даже включены в программу, а педагоги вполне могут устраивать, к примеру, в начале мая урок, посвящённый поэзии военных лет. Но это, как говорится, зависит уже от личного желания и гражданской позиции учителя. Такие выводы «Суббота» сделала после беседы с тремя преподавателями русской словесности: Натальей Житковой, Владиславом Рафальским и Андреем Ефремовым. С ними мы говорили о том, как сегодня преподаётся эта тема и какие произведения интересны современным детям.

Горькое «спасибо»

По словам учителя 40-й рижской средней школы Владислава Рафальского, в каждую школу из министерства образования спущено письмо со списком праздничных дат. 9 Мая там нет. Преподаватель Пушкинского лицея Андрей Ефремов тоже подтвердил, что лицей празднует не 9 Мая, а 8 мая — дату окончания Второй мировой войны, которая отмечается в Западной Европе. Наталья Житкова, учитель Каугурской средней школы, призналась, что 9 Мая детям не разрешено во время уроков ездить к памятнику Победы, поскольку директор школы может быть за это наказан, но это не мешает многим ребятам принимать участие в празднике и поздравлять юрмальских ветеранов в свободное время.
«В каждой школе есть программа по литературе, утверждённая методической комиссией школы и основанная на той линейке учебников, которая в этой школе используется; у нас это учебники О. Филиной для 5-9-х классов, — рассказала Наталья Житкова. — Я работаю по этим учебникам, поэтому знаю, что тема Великой Отечественной войны в них звучит и ученикам предлагаются для изучения стихи Евтушенко, Рождественского, Симонова и других авторов. Учебники для старших классов сейчас новые, я их ещё не видела, поэтому ничего не могу сказать. Есть также список рекомендованной литературы министерства образования, в который включены произведения о войне Солженицына и Гроссмана. Но проблема в другом: успеет ли учитель охватить эти произведения, учитывая, что на русскую литературу и язык отводится всего четыре часа в неделю?»
Наталья Житкова не скрывает, что она лично не успевает. Но накануне Дня Победы устраивает урок с просмотром фильма о войне: современного фильма «Звезда» о молодых разведчиках или советского фильма «Судьба человека». В прошлом году был документальный фильм о блокаде Ленинграда «Голоса», и все серии ребята просмотрели на одном дыхании и не скрывали слёз. А потом написали сочинение. В этом году 11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, Наталья Житкова и учитель географии Каугурской школы отвезли старшеклассников в Саласпилс. Благо этот день выпал на субботу.
«У детей, мне кажется, даже лица поменялись после этой поездки! — говорит учительница. — Когда они увидели бывших узников, этих старичков и старушек, которые с трудом шли к месту детского барака с игрушками в руках, они замерли от потрясения. Другое потрясение: когда эти люди подошли к ним, они стали спрашивать, из какой они школы, и стали их благодарить за то, что они сюда приехали, потому что многие годы молодёжь русская в Саласпилс не приезжает! Детям было неловко за то, что им говорят за это «спасибо».

Без истории нет литературы

Андрей Ефремов рассказывает, что каждый год в Пушкинском лицее проходит праздничное мероприятие, посвящённое 8 мая. Раньше на 9 Мая показывали хронику ВОВ, теперь — фильм о Евросоюзе, но потом начинается концерт, и лицеисты читают стихи о войне. Стихи русских поэтов. И это всегда трогает за душу и в каждом сердце находит отклик.
«Я работаю по собственной программе, учебниками не пользуюсь, но поскольку на 12-й класс выпадает вся литература XX и XXI веков, то никакие произведения о ВОВ мы просто не успеваем пройти. Поэтому «Судьбу человека», «А зори здесь тихие…», «Живых и мёртвых» я включаю в список рекомендованной для прочтения литературы, и, как показывает практика, некоторые ребята потом самостоятельно читают эти произведения. Доходит до того, что на последнем уроке в 12-м классе они просят меня дать им список литературы для 13-го класса! Такой список у меня есть, и в нём роман Симонова «Живые и мёртвые».
Для того чтобы «военная тема» всё же прозвучала, Андрей Ефремов накануне Дня Победы тоже устраивает праздничный урок, на котором сам читает ученикам стихи Симонова, Когана, Твардовского, а перед этим даёт развёрнутую историческую справку с основными датами и сведениями о ВОВ.
Таких справок у него заготовлено много — по каждому историческому периоду: русская литература и история России неразделимы, но поскольку историю России в латвийских школах не проходят, пробелы приходится заполнять учителю русской словесности.
«Для современных детей Вторая мировая война нередко то же самое, что Первая мировая, а Отечественная война 1812 года — то же самое, что Великая Отечественная война, — признаётся Андрей Ефремов. — Когда я начинаю им рассказывать о каких-то фактах, связанных с ВОВ, они удивляются. Не знают, к примеру, что на стороне Гитлера воевали практически все страны континентальной Европы: венгры, румыны, испанцы, итальянцы. Не знают, что по плану Гитлера город Ленинград после захвата планировалось затопить, чтобы стереть с лица земли, а население Прибалтики планировалось почти полностью уничтожить, оставив только 10 процентов жителей, чтобы сделать их рабами Рейха. Удивляются они тому факту, что бои за одну только улицу в Сталинграде немцы вели 30 дней — столько же им понадобилось, чтобы захватить всю Францию».

Живи и помни

У литератора 40-й рижской школы Владислава Рафальского тоже своя программа, и тоже никаких учебников. Впрочем, он добавляет, что даже в государственной программе предусмотрены часы, который каждый учитель может использовать по своему усмотрению, поэтому совершенно легально можно включить в курс русской литературы произведения о войне. Другое дело, что некоторые перестраховываются и предпочитают эту тему вообще не трогать.
«Думаю, что большинство моих коллег всё же изучают на уроках стихи и прозу о войне, поскольку всё это укладывается в европейскую концепцию борьбы с фашизмом, — говорит Владислав. — Лично я всегда даю «Судьбу человека» Шолохова, «А зори здесь тихие…» Васильева, «Живи и помни» Распутина. Если попадается сильный класс, увлечённый литературой, даю «Берег» Бондарева, в котором показана война уже не только в Советском Союзе, а в Европе.
Повесть Васильева всегда оказывает большое впечатление даже на семиклассников, да и распутинская повесть совершенно потрясающая: о том, как солдат оказался в конце войны рядом с домом и решил там остаться, в результате чего его сочли предателем родины. Всё это очень человечные вещи, которые показывают: на какой бы стороне человек ни воевал, он всегда попадает в мясорубку».
В отличие от своих коллег, В. Рафальский утверждает, что его ученики знают, что такое Великая Отечественная война, и ему объяснять им ничего не надо, потому что всё объяснили родители, бабушки и дедушки, ведь в каждой семье есть ветеран, есть воспоминания, медали и семейные реликвии. Поэтому учитель уверен, что современные русскоязычные дети прекрасно понимают, кто победил в этой войне и почему история Второй мировой войны в нашей стране переписывается. Зная это, они никогда не будут воспринимать факты так, как им пытаются это навязать. Бесполезно даже пробовать.
Юлия АЛЕКСАНДРОВА.
Школьники удивляются, к примеру, что на стороне Гитлера воевали практически все страны континентальной Европы: венгры, румыны, испанцы, итальянцы. Не знают, что по плану Гитлера город Ленинград после захвата планировалось затопить, чтобы стереть с лица земли, а население Прибалтики планировалось почти полностью уничтожить, оставив только 10 процентов жителей, чтобы сделать их рабами Рейха. Удивляются они тому факту, что бои за одну только улицу в Сталинграде немцы вели 30 дней — столько же им понадобилось, чтобы захватить всю Францию».

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *