Pamjatnik

Кому мешает память?

• 10.09.2012 • Тема неделиКомментариев (0)792

На минувшей неделе два разных деятеля — латвийский министр обороны Пабрикс и российская либералка Новодворская выступили против памятника Освободителям Риги. Снова вызвав горячую дискуссию в обществе. Кому это выгодно?

 

«Такие памятники нужно либо сносить, либо переносить», — так на минувшей неделе российский деятель Валерия Ильинична Новодворская в интервью радиостанции «Эхо Москвы» высказалась по поводу памятника Освободителям в Риге.

Она считает ненормальным ставить в Латвии памятники как гитлеровским солдатам, так и советским солдатам-«завоевателям».

«В стране должны стоять правильные памятники», — отметила Новодворская.

Следует ли из этого, что правильность памятников для соседней страны должна определять именно Новодворская?

Заодно она успела назвать мэра Риги Нила Ушакова агентом ФСБ.

Еще одно высказывание Валерии Ильиничны:

«Я помню, литовцы в конце советской оккупации, где-то на грани 1991 года, у нас спрашивали, у членов «Демократического союза», могут ли они памятник Пушкину перенести в Литературный музей. За это стихотворение «О чем шумите вы, народные витии?», за приветствие тем, кто подавлял польское восстание? Мы им сказали: «Да, вы правы». И перенесли Пушкина с бульвара».

А это высказывание даже комментировать не хочется. Вот уже и Пушкину попало. Ясное дело, он во всем виноват. Ему не привыкать.

Чуть раньше сомнения по поводу памятника в интервью газете Neatkarīgā высказал министр обороны Артис Пабрикс. «Так называемый памятник Победы в Риге — это символ, который не связан с захоронениями, а снискал большой политический вес. Несмотря на то, что с моральной точки зрения памятник надо снести, такой поступок имел бы слишком много опасных последствий».

Министра задевает празднование 9 Мая «в таком виде, как это происходит в Риге».

«Цель большинства участников этого мероприятия состоит не в том, чтобы помянуть жертв Второй мировой войны, а в том, чтобы удержать нас в той геополитический сфере, которая перестала существовать 20 лет назад», — подчеркнул он.

На что мы заметим, что слово «памятник» вообще-то произошло от слова «память».

И совершенно естественно, честно и достойно, когда люди помнят тех, кто сыграл огромную роль в их истории, и в данном случае — тех, кто спас Европу от фашизма, а Ригу в частности — от запланированного немцами уничтожения.

И, наконец, что приговоры Нюрнбергского трибунала никто еще не отменял. И не собирается. Событиям Второй мировой дана оценка мировым сообществом. И как бы там ни не нравилось это Валерии Новодворской и ее латвийским поклонникам, совершенно понятно, что именно празднует мир 9 Мая.

Почтить память погибших советских солдат в Латвию приезжают даже потомки немцев, которые воевали на латвийской земле. Такие случаи известны. Германия строго отделяет себя от коричневой идео-
логии.

 

Стратегические партнёры

Реакция на выступление министра обороны не замедлила последовать.

«Глупостью вселенского масштаба» назвал слова Пабрикса мэр Ушаков и сравнил министра с героем романа Булгакова «Собачье сердце» Шариковым.

Вице-спикер парламента Латвии Андрей Клементьев оценил выступление министра обороны как провокацию, с помощью которой намеренно отвлекают общество от реальных проблем, отмечает Mixnews.lv. «Пабрикс как бывший политолог прекрасно понимал, какой резонанс вызовут его слова», — сказал Клементьев.

Русская община Латвии (РОЛ) увязывает заявление министра обороны республики Артиса Пабрикса с его амбициями в преддверии выборов столичного мэра в будущем году.

Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, Дмитрий Саблин заявил, что слова министра обороны Латвии выглядят кощунственно по отношению к тем, кто проливал кровь в боях за освобождение Латвии от фашизма, пишет РИА «Новости».

В любом случае, такие выступления к консолидации не ведут. А значит, надо смотреть, кому это выгодно.

«Когда русская молодежь 9 Мая разъезжает на машинах, на которых красуются надписи «На Берлин!», что должен думать представитель молодого поколения немцев? Что должна думать Германия — стратегический партнер России?» — возмутился министр.

Хочется спросить господина Пабрикса: неужели он считает, что стратегический партнер России перепугается, что сейчас русская молодежь Латвии (все два автомобиля с надписями) развернется и прямо от памятника пойдет на Берлин маршем? Или все-таки подумает, что в День Победы молодежь вспомнила страничку истории? Ничего плохого о сегодняшней Германии не говорящую.

 

Журавли Лос-Анджелеса

К слову. В американской столице киноиндустрии Лос-Анджелесе установлен памятник советским солдатам — прямо в районе Западный Голливуд. Причем на средства мэрии Голливуда. На памятнике изображены летящие журавли и высечены слова Расула Гамзатова «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…». На русском и английском.

Совершенно без разрешения Валерии Новодворской.

9 Мая по одной из улиц Западного Голливуда проходит маленький парад Победы. Несколько десятков живущих там ветеранов вместе с молодежью проходят с медалями по американской улице. А окрестные рестораны с утра на всю катушку включают военные песни и бесплатно угощают русских стариков.

Что позволяет себе Америка, стратегический партнер Латвии?!

Победа: пересмотра итогов не будет

Победа над фашизмом — состоявшийся исторический факт — подчеркнул известный историк Николай Стариков, прокомментировавший ситуацию так:

— У меня люди, которые пытаются бороться с памятниками, вызывают крайнюю степень удивления. Потому что попытки бороться с тем, что уже произошло, являются самой большой глупостью, которую можно наблюдать в человеческом обществе.

Попытки переписать историю мы видим все чаще, и разговоры о том, что нужно снести памятники советским воинам в Латвии, — тоже попытки переписать историю Великой Отечественной и историю Второй мировой войны.

Но это все равно не получится, поскольку это состоявшийся исторический факт.

Что касается выступления Новодворской. Ей бы родиться лет на 30 раньше, тогда она, может, хлебом-солью встретила бы германские войска, записалась бы в СС, о котором она в одном из своих радиоинтервью сказала, что не являются преступной организацией. Вот тогда все встало бы на свои места.

Я убежден, что латвийское общество не пойдет на поводу у провокаторов — ни имеющих латвийское гражданство, ни имеющих гражданство других стран.

Потому что нравится Новодворской или ей подобным Победа над фашизмом или нет, это состоявшийся исторический факт.

В России достаточно болезненно отреагировали на слова министра Пабрикса.

Это понимания найти не может, кроме как у двух-трех человек.

Что касается Новодворской, то к ней в России давно уже сформировалось отношение как к некоему политическому клоуну, и все, что она говорит, воспринимается как некий юмористический сборник.

Я на своем сайте размещаю видео с Валерией Ильиничной исключительно для поднятия настроения, потому что она в запале обличения ненавистного ей российского государства договорилась до того, что просто передала Эстонии часть территории соседних прибалтийских государств.

Что же касается заявлений латышских политиков, то, к сожалению, мы не первый раз слышим странные и недружественные высказывания в адрес России.

Что сказали бы патриоты Латвии, если бы министр обороны России предложил снести какой-то памятник, посвященный латышам? Не думаю, что это кому-то понравилось бы.

Это постоянная попытка поддержания негативного отношения между двумя странами. Что, безусловно, не идет на пользу ни Латвии, ни России, а в данном случае каштаны из огня латвийские политики таскают для третьей силы, которой являются их американские друзья.

Не слишком ли далеко зашел пересмотр итогов Второй мировой, почему это допускают?

— Пересмотр истории, конечно, зашел уже так далеко, что дальше некуда. Причем самое обидное то, что дальше всего он зашел в России.

Какая цель этого? Цель очень простая. Сделать жертву виновником. Весь пересмотр Второй мировой войны ведет к одному: во Второй мировой войне виноват Советский Союз. Вот главная цель, которая ставится фальсификаторами.

Те проблемы, которые начались после 91-го года, — это была некая реинкарнация проблем, которые на самом деле возникли в середине XX века, а по большому счету являлись прямым следствием геополитической катастрофы в виде революции в России 1917 года. Если мы хотим двигаться в будущее, мы должны отложить в сторону все возможные упреки.

Давайте все эти проблемы, возникшие с 1917 года, отложим в сторону и будем строить дружеские взаимоотношения между государствами. Потому что мы жили столетиями вместе, потом мы лет 25 не жили вместе, потом опять лет 50 жили вместе, и впереди еще столетия, столетия, столетия.

Никто не может дать гарантию, что Россия и Латвия не будут больше вместе в каком-то экономическом, политическом надгосударственном формировании.

Каким вы видите будущее Латвии?

— Я очень хотел бы, чтобы жизнь Латвии определялась все-таки интересами народа Латвии.

Сегодня не существует никакой российской угрозы, Россия и не помышляет о вооруженном возвращении территорий, некогда входивших в состав Советского Союза или Российской империи.

 

Метроном стучит

После встречи с читателями в Риге политолог Николай Стариков отправился в Саласпилс.

В поездке его сопровождал рижский историк Игорь Гусев, автор нескольких книг о Саласпилсе.

Игорь Гусев рассказал о том, что нечасто выходит на страницы прессы и не всегда вписывается в концепцию удобной нацио-
налистам истории. В Латвии во Вторую мировую было создано 23 концлагеря. Саласпилс — крупнейший из них.

По материалам чрезвычайной комиссии, работавшей тут после войны, в Саласпилсе погибли более ста тысяч человек. Из них — 53-54 тысячи гражданских, в их числе женщины и дети. Метроном, установленный в том месте, где проходили казни, стучит по-прежнему. У места, где в годы войны находился детский барак, по-прежнему лежат конфеты и игрушки. Хотя вообще мемориал в довольно запущенном состоянии. В общем, без сопровождения местных его и найти-то трудно. Хотя иностранные гости Латвии все чаще просят привезти их на это печальное место — почтить память. Огромное количество узников лагеря — евреи, которых привозили сюда со всей Европы. Именно они были первыми узниками Саласпилса.

В Саласпилсском лагере погибли также около 47 тысяч военнопленных.

Игорю Гусеву удалось отыскать в окрестностях лагеря могилу — бывшее гарнизонное кладбище, где захоронены советские военнопленные.

— Ощущения жуткие, — признался Николай Стариков. — Я много читал и писал о зверствах фашизма. Но когда непосредственно соприкасаешься с такими свидетельствами, не понимаешь, как люди могли творить такое…

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *