agabash-01

Бэрримор. Без овсянки

• 31.05.2013 • ИнтервьюКомментариев (0)709

Почему знаменитый российский художник, сценарист и режиссёр Александр Адабашьян принципиально не признаёт либеральных ценностей. В Риге Александр Адабашьян гостил по приглашению международного пресс-клуба «Формат A3».

Адабашьян — друг детства Никиты Михалкова, с которым в соавторстве были сняты лучшие картины гранда русского кино: «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Пять вечеров», «Свой среди чужих, чужой среди своих»…

Михалкова он считает великим, а к своим заслугам относится очень сдержанно. «Мы сегодня слишком разбрасываемся словами «гений» и «талант»! Но как только мне кажется, что я написал гениальный сценарий, — открываю томик Чехова и сразу успокаиваюсь. Нарисовал что-то хорошее — пошёл в Третьяковку и успокоился. Надо иметь о себе реальное представление. Я человек средних способностей, который прошёл очень хорошую школу».

Свои неоспоримые достижения Адабашьян считает делом случая. «Я случайно снял первый фильм во Франции, случайно поставил первую оперу в Мариинке за 12 дней, случайно попал в «Ла Скалу»… В принципе, жизнь и состоит из счастливых случайностей, только надо быть к ним готовым».

Видимо, тоже по счастливой случайности Александр Артёмович наш город давно знает и любит. В далёком детстве здесь жил его дядя, к которому маленький Саша приезжал в гости на улицу Маза Пилс.

«Тогда Старая Рига не была такой презентабельной, как сейчас. Это был мрачный подъезд, квартира топилась дровами, которые мы носили. Рядом стояли красивый особняк священника и гараж с трофейными немецкими машинами. Я дружил с соседским мальчиком Айваром… Потом, уже студентом, ездил на практику по архитектурному рисунку — рисовали Старый город».

А вот серия «Собака Баскервилей» из многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в которой Адабашьян сыграл дворецкого Бэрримора с коронной фразой «Овсянка, сэр!», снималась не в Латвии, а под Таллином. Именно там режиссёр Игорь Масленников «нашёл» знаменитую Гримпенскую трясину, в которой скрывался беглый каторжник.

К слову, сам Александр Артёмович «полезную овсянку» из своего рациона полностью исключил: после тяжёлой операции на сердце он сидит на строжайшей диете, в которой любые крахмалы и углеводы категорически исключены.

«Либералы доиграются до партии педофилов»

— Впечатление такое, что в мире происходит грандиозная переоценка ценностей. Качества и понятия, на которых держался мир — доброта, честность, патриотизм, семья, — теряют своё значение…

— Я сформулировал бы проблему дня сегодняшнего как либеральное отсутствие ценностей. Нынешняя либеральная идея — сплошное отрицание и никакого созидания.

Возьмём ту же протестную команду с Болотной площади. Их лозунги: «Долой Путина!», «Долой власть воров!»… Мне тоже в существующем положении вещей многое не нравится. Спрашиваю: «А что вы предлагаете взамен?» — «Либеральные ценности!» — «Какие? Представим гипотетически, что Путин и «команда воров» услышали вас, зарыдали, всё побросали и ушли. Что дальше?» — «Посадим вместо них своих, честных!» — «Кого, с какой программой, что они будут делать?» Нет ответа… Поэтому я и не участвую ни в каких демонстрациях — бессмысленно.

Программу разрушения мы уже проходили: «До основанья, а затем…» А зачем? В тот раз скинули царизм, обещали: «Земля — крестьянам, мир — народам, фабрики — рабочим!» — а в результате землю отобрали и у помещиков, и у крестьян, фабрики отобрали и у фабрикантов, и у рабочих, а вместо мира была Гражданская война, а потом финская и Отечественная…

Разрушили все устои, на которых тысячу лет страна стояла. Развалили религию. Потом Сталин понял, что только отбирать нельзя — надо что-то дать взамен. Срочно сочинили культ В. И. Ленина, чьё чучело до сих пор лежит в Мавзолее. Как мощи. Было состряпано его житие — фильмы, спектакли, песни о добром и умном дедушке — по всем классическим канонам.

— Такое Евангелие для советских граждан?

— Да. Моральный кодекс строителя коммунизма — те же семь заповедей. Ввели школьную форму вместо гимназической, офицерам снова нашили погоны… Вышелушив суть, вернули форму.

Сегодня снова снесены любые установки. Вчера я с большим удивлением узнал, что в германском Бундестаге сидит настоящий… педофил, который на камеру рассказывает, как он был воспитателем в детском саду и насколько дети эротичны. «Вы не представляете, какое это удовольствие, когда тебя раздевает 5-6-летняя девочка», — заявляет он. На полном серьёзе пробивается идея партии педофилов. И либералы своего добьются! Сначала выведут деяние из юридической плоскости, чтобы не было уголовной статьи, а дальше тихой сапой легализуют.

Перед этим, думаю, будет легализация порнографии. Это же колоссальная индустрия, приносящая огромные деньги! Всем объяснят, что интимная жизнь — это тоже жизнь, так почему мы должны её прятать и стыдиться. Легализовали ведь нынешнее гей-движение — сделали из него индустрию: стиль, мода, свадьбы… Сегодня во Франции лично мэр города Монпелье зарегистрировал первый гомосексуальный брак — присутствовали 600 гостей и 200 журналистов…

— С другой стороны, а как же быть геям? Всё время скрываться, как замечательный артист Юрий Богатырёв, который очень переживал из-за своей нетрадиционной ориентации? Вы же работали с ним на многих фильмах Михалкова…

— С Богатырёвым особый случай. У него это проявилось в сознательном возрасте. Так сложилось, что он полтора года жил у Кости Райкина, полтора года у меня. И мы понятия ни о чём не имели. Когда же узнали, разумеется, никто его не осуждал. Зато сам он невероятно переживал, относился к этому как к патологии. И всё время плакался Наташе Гундаревой. А она ему объясняла: «Юр, ты же никому плохого не делаешь? Никто от этого не страдает, кроме тебя? Ну и успокойся». А сегодня геем быть модно, почётно, об этом орут на всех углах! Зачем?

Все против всех?

— К чему приведёт такое понимание свободы?

— На эту тему было хорошее стихотворение поэта Александра Межирова:

Всё хорошо, всё хорошо,
Из Мавзолея Сталин изгнан,
Показан людям Пикассо,
В Гослитиздате Бунин издан,

Цветам разрешено цвести,
Запрещено ругаться матом,
Всё это может привести
К весьма печальным результатам.

Думаю, что мы присутствуем при конце европейской цивилизации. Утеряны всякие ориентиры. Понятие свободы формулируется как вседозволенность. Вспомните Вавилон, Древнюю Грецию: они разрушились из-за ошибочного представления о свободе.

На самом деле, свобода — это осознанная необходимость, как сказал Спиноза, а за ним повторили Маркс с Энгельсом. Твоя свобода не может ограничивать свободу других. Не может быть так: хочу — ворую, хочу — убиваю, хочу — устраиваю гей-парад! В одном социуме это сосуществовать не может.

Должны быть некие общие для всех правила, внутри которых, даже если я мусульманин, я не имею права отрезать голову неверному только за то, что он христианин. Я давно говорил и писал: то, что сейчас происходит в мире, — это третья мировая война.

— Кого против кого?

— Любая война — это все против всех. Хорошее определение войны было у знаменитого хирурга Пирогова: война — это эпидемия травматизма. А в дальнейшем война — это эпидемия насилия, под которое лишь позже подкладывается смысл… Она и зарождается, как всякая эпидемия. Откуда чума берётся? До сих пор неясно. Как и то, куда она потом исчезает. Проходит эпидемия, собирает определённую жатву, и нет её.

Откуда появляются СПИД и другие страшные болезни? Почему СПИД так избирателен, что поражает в основном гей-сообщество и наркоманов?

agabash-02

«Пушкин и бизнесмен в сауне — большая разница»

— В латышском Новом Рижском театре с аншлагами идёт спектакль талантливого режиссёра Алвиса Херманиса «Онегин», в котором Пушкин представлен похотливой обезьяной, а зрителям рассказывают о мрачных реалиях русской жизни онегинских времён: отсутствие трусов, удушливый запах немытых тел, менструальная кровь, используемая в качестве приманки для мужчин. Стихи читаются на русском, а текст на латышском… Спектакль талантливый, но остаётся гадкое ощущение…

— Такие постановки — парафраз того, что Пушкин говорил в знаменитом письме Вяземскому: «Публике нравится читать о слабости великих и с наслаждением думать, что он так же слаб, как и я…»

В результате в биографиях Пушкина, Толстого, Достоевского накопали всякого и объявили, что это есть их настоящее лицо. Но ведь они останутся в веках не за это, а за то, что написали. И если ты собираешься равняться с Достоевским лишь потому, что ты игрок, с Блоком — лишь потому, что пил горькую, а с Пушкиным лишь по любовной части, в истории тебе делать нечего. Все твои достоинства — это их недостатки.

Есть большая разница в том, как резвился с дамами Пушкин или как новый русский бандит развлекается в сауне с девочками!

— Многие русские зрители восприняли этот латышский спектакль как личное оскорбление…

— Их можно понять. Если бы подобная постановка была сделана про Яниса Райниса или Кришьяниса Баронса, не думаю, что латышские зрители пришли бы в восторг. Наверняка и в биографии латышских великих тоже можно накопать всякого.

«Америка всё опошлила»

— Сегодня многие россияне приезжают в Латвию, покупают недвижимость и получают вид на жительство. Одной из причин называют то, что им не очень комфортно в России: мол, готовим запасной аэродром… А вам в России комфортно?

— Мне — да. Но не в бытовом смысле. Там я окружён людьми, которые для меня комфорт и составляют. Наверное, можно купить замечательное жильё хоть в Зимбабве, но там не будет интересно жить и работать. А в России я занимаюсь тем, что мне нравится, и меня это устраивает.

На запасной аэродром садятся, когда не дотягивают до основного или случилась поломка. У меня этого пока нет. Хотя возможностей остаться жить и работать, скажем, во Франции, у меня было немало.

— Почему Россию и русских не любят на Западе?

— А её никогда не любили. Потому что большая, непонятная и богатая.

— Америка тоже большая и богатая…

— Как только зашатается Америка — а это будет лет через 10, — увидите, как из всех полезет истинное к ней отношение. Её терпят, пока боятся. Когда Россию боялись, её тоже очень любили. А сейчас… замечательную фразу сказала Мадлен Олбрайт: «Почему это богатейшая Сибирь должна принадлежать одной России?!» Вот вам и ответ.

Почему с отсутствием демократии принято бороться исключительно в нефтеносных странах? Ведь никого особенно не волнует отсутствие демократии в Белоруссии. Там нет нефти, особых природных ресурсов, огромного количества дешёвой рабочей силы… Поэтому бог с ней, прощаем, а ракеты разместим в Польше…

— А вы как относитесь к Америке?

— Воспользуюсь цитатой из Диккенса: «Миссия Америки — опошлить Вселенную!» Писатель уже в XIX веке уловил тенденцию. Сегодня эта миссия успешно выполнена. Американцы абсорбировали все достижения в науке и искусстве, трансформировали всё это под свою гребёнку с одной лишь целью — перевести всё на коммерческие рельсы.

Из Америки пошло новое измерение искусства: «А за сколько это продаётся?» Энди Уорхол, которого самого повесить надо было рядом с его картинками, доказал, что искусством является лишь то, что покупается и продаётся.

Когда мне говорят, что «Чёрный квадрат» — это произведение искусства, у меня простой вопрос: «В музеях есть картины неизвестных художников — неизвестный художник мастерской Рафаэля, некий художник школы импрессиониста Коро… А теперь представьте, что выяснится, что «Чёрный квадрат» в Эрмитаже, купленный за 40 миллионов, — фальшивка. Можно ли повесить этот плохо прокрашенный кусок фанеры с подписью «Неизвестный художник XX века»? Нет. Самостоятельной ценности это полотно не имеет».

Когда в Лувре украли «Мону Лизу», в течение какого-то времени, пока её не нашли, было в полтора раза больше посетителей, чем обычно. Люди благоговейно смотрели на дыру, где была картина…

— А как вы определили бы настоящее искусство?

— Это когда «из чувства в чувство, без промежуточной посадки в мозг», как говорил покойный Гена Шпаликов. Там не надо никаких ребусов разгадывать.

Ещё один наглядный пример того, как искусство превратили в индустрию, — Голливуд. В то время как Европа вязала крючком и вышивала гладью, американцы всё поставили на конвейер. 52 блокбастера в год, которые моментально забываются, но кассу собирают. И целая категория зрителей, воспитанная на кино, в котором всё предсказуемо, как в «Макдональдсе».

Согласно концепции американской мечты обогащаться можно за счёт чего угодно, любым путём и способом — деньги не пахнут. Главное — преуспеть! Никто не говорит о безнравственности того, что они делают в области внешней политики.

Кто ещё мог напасть на страну, заявив что там изготавливают оружие массового поражения, раздолбать там всё, а потом сказать: ой, ошиблись, не было у них этого оружия. И все это приняли, страны НАТО выстроилось свиньёй, чтобы поучаствовать, чтобы и в будущем делении пирога что-нибудь обломилось, — натуральное мародёрство! А как они Югославию раздербанили лихо? А как замечательно играют с исламским фактором?

— Похоже, что американская история успеха тоже не вечна — сейчас там всё посыпалась…

— Они сами себя загнали в тупик. Если раньше в экономических новостях можно было прочесть, что и где построили, произвели, то сейчас об этом ни слова. Сейчас говорят лишь о том, как перемещаются деньги, какая биржа поднялась, какая котировка опустилась. Европа давно превратилась в офис, который ничего не производит — это ж дорого! Да и зачем напрягаться, если существуют огромные рынки дешёвой рабсилы.

— Увы, и в Латвии последний серьёзный завод, Liepaajas Metalurgs, на грани закрытия!..

— Ну конечно, никто не будет жертвовать собой ради болгар, Прибалтики, Кипра… Думаю, на очереди к банкротству — Португалия.

agabash-03

«В России мода на вскрытие язв»

— Почему в Европе, да и в России в последнее время так мало снимается добрых фильмов, зато так много чернухи? Смерть, болезни, извращения, мрак, безысходность…

— Это социальный заказ. Балабанов («Брат», «Груз-200») был хотя бы искренен, когда снимал свои мрачные фильмы. Он действительно жил в таком ужасном мире и был таким человеком — возможно, это последствия Афганистана. А когда смотришь на жизнерадостных и деятельных жуликов, которые снимают все эти кошмары и при этом замечательно устраиваются в жизни, получая евроденьги на выполнение социального заказа…

Это я и называю началом третьей мировой войны. Такое разложение, как перед цунами, когда вода отходит. Вот что рассказал человек, который один из немногих спасся, когда Южно-Сахалинск смыл цунами. Перед волной океан вдруг стремительно отошёл от берега, обнажив дно, всё усыпанное чем-то ржавым, тухлым, жутким. А потом всё накрыла и смыла стремительная волна.

Примерно так же происходило перед революцией и Первой мировой. В то время по всему миру в моде были порочность, нездоровье и изящная наркомания, девушки специально пили уксус, чтобы обрести кокаиновую бледность… Так и сейчас. Здоровье и нормальность провозглашаются комплексом неполноценности.

— В той же России снимается огромное количество откровенно наркоманских фильмов…

— Скажем, режиссёр Вырыпаев снимает исключительно для наркоманов, каковым, похоже, и сам является. В его картине «Кислород» человек убил жену лопатой, а потом долго и мудрёно объяснял, зачем он это сделал…

— А писатель Пелевин? Его считают классиком наркотического философского постреализма.

— Таких писателей, как Пелевин и Сорокин, я вообще называю дизайнерами. Они лихо конструируют какие-то жуткие истории под социальный заказ…

Вы заметили, что поэзия исчезла как таковая? В своё время на вечера поэзии у Политехнического собирались толпы. А теперь назовите мне имя хоть одного современного поэта! Последний — Бродский, ну Евтушенко жив ещё… В общем, красота не в тренде!

— А что в тренде?

— В России — прилюдное вскрытие своих язв и покаяние. В любой другой стране детей растят с убеждённостью, что они живут в самой прекрасной стране мира. А в либеральном тренде — послать ребёнка на картину «Сволочи» про несчастных детей, которых готовили на убой в каких-то таинственных лагерях.

Я не против объективности, но должна же быть некая справедливость! Скажем честно, что Наполеон — это первое издание Гитлера. Да, тогда не было газовых камер, но по идеологии о превосходстве французской нации над миром и стремлении цивилизовать мир — натуральный Гитлер. При этом для французов Наполеон герой.

Что мы знаем об участии Болгарии во Второй мировой? А ведь они были на стороне фашистов. Что мы знаем об участии Франции кроме опереточной истории Сопротивления? Да вся французская промышленность работала на рейх! На него же трудились театры, кабаре, рестораны, публичные дома. Когда немцы ушли, французы выволокли несчастных проституток и обрили их наголо за сотрудничество с немцами. А ведь сами должны были обриться: они снабжали нацистскую армию, с их территории бомбили Дрезден…

В вишистском правительстве работал Миттеран, а крестником Петена, который стал премьером при оккупационных войсках и призвал прекратить сопротивление, был маршал де Голль… Французская полиция ловила евреев усерднее, чем гестапо, перевыполняя план. А когда французам спускали план по отправке молодых людей на работы в Германию, в нагрузку отправляли женщин и детей… Но про это не принято вспоминать.

Итальянцы другим путём пошли: они сделали из своего фашистского прошлого оперетту. Был дурачок Муссолини с выпяченной губой, а мы, итальянцы, хорошие ребята, вроде и не воевали почти. О, мама миа, какая война? Посмотрите картину Альберто Сорди «Все по домам»!

А Россия воевала, победила фашизм и нацизм, а теперь что? Сама во всём виновата?

«Маленькая нация всегда ищет виноватого»

— Фильм «Кин-дза-дза!» и новый мультфильм по его мотивам «Ку! Кин-дза-дза», в сценарии которого вы принимали участие, идеально ложится на сегодняшние взаимоотношения русских и латышей: это две общины с неравными правами — как пацаки и чатлане…

— И это не удивительно! Любая маленькая нация в попытке самоутвердиться будет искать виноватого в своих неудачах. К подобной риторике пришли правители практически всех республик, отделившихся от России. А как ещё объяснить то, что так бедно живётся на вожделенном Западе, куда они так рвались? Сами-то мы замечательные, а это всё наследие советского времени, нас ограбила Россия.

То же на Украине и в Закавказье. Я помню, в советские времена был продюсер Иосиф Бегиашвили, который шёпотом нам рассказывал, что если бы Грузия отделилась от России, то на одной боржомской воде они все стали бы миллионерами. И что? Где грузинские миллионеры? Как только Россия от боржома отказалась, сразу наступила экономическая катастрофа.

Спросите любого артиста-неудачника — он объяснит причину своих неудач тем, что его зажимали. Актриса скажет: потому что она не спала с главным режиссёром, а так она гениальна… Никто не ищет причин в себе…

«Мастер и Маргарита»: «В мистику не верю!»

— Считается, что все, кто соглашается играть в кино и спектакле по «Мастеру и Маргарите», если и не умирают вскорости, то что-то плохое с ними происходит… Скажем, Янковский отказался играть Воланда. А вас не отговаривали родные от роли Берлиоза?

— Я не верю в мистику. Сейчас пишется список, кто умер, — так через 20 лет он будет ещё длиннее, а через 50 вообще все помрут. А Янковский отказался от Воланда не из суеверия, а потому, что в этом персонаже играть нечего — никакого развития. Он одинаковый во всех сценах. А мой Берлиоз — замечательный негодяй! В наше время он стал бы большим либералом, всем рассказывал бы, как бился за Мастера, которого чуть не репрессировали, как он его вытащил из ГУЛАГа…

Я всегда говорил, что в «мистических» картинах сниматься просто замечательно. Проспал — приезжаешь с выпученными глазами: «Я будильник поставил на шесть, а он прозвонил в десять!» Надо платить актёрам, а вместо денег — нарезанная бумага…

О детях

— У меня две дочки. Старшая, православная, — мать пятерых детей. У младшей пока один. Долгое время она искала себя в Индии, вышла замуж за буддиста, сейчас они вместе на Тибете. Такое вот толерантное семейство — никто ни на кого не наезжает.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *