goteburg_1

Женщина на корабле — к счастью!

• 01.08.2013 • Тема неделиКомментариев (0)842

Если, конечно, она умеет лазить по мачтам, ставить паруса и прокладывать курс

Шведский Gotheborg — самый большой в мире исторический парусник. Его прототип при загадочных обстоятельствах затонул в 1745 году возле Гётеборга, главного в те времена порта Швеции, чуть-чуть не дотянув до берега. Бесценный груз из Китая — фарфор, чай, шёлк — оказался на дне. Спустя 250 лет, в 1995 году, судно восстановили — за фантастическую сумму 40 миллионов евро.

На прошлой неделе уникальный парусник пришёл в Ригу как участник регаты Tall Ship Races 2013. «Суббота» побывала на борту GOtheborg и познакомилась с удивительной женщиной-матросом 47-летней Линдой Ок, романтиком и фанатом моря.

Вверх по мачте

…В одно мгновение (просто человек-паук!) Линда взбирается на верхушку мачты и с головокружительной высоты машет нам рукой, счастливо улыбаясь.

Погода в Риге хоть и серенькая, но хоть не ветреная. А когда шли в Ригу из Хельсинки, внезапно налетел шторм, какого Линда за всю свою морскую биографию не припомнит. Паруса пришлось убирать под ураганный вой, и мокрые полотнища весом в тонну так и норовили вырваться из рук и сбросить дерзких людей в разбушевавшуюся бездну. От бешеной качки затошнило даже такую бывалую морячку, как Линда.

— Пока при деле, морская болезнь тебя не коснётся. Всё внимание сосредоточено на том, как узел завязать, чтобы нога с реи не соскользнула, но стоит на секунду расслабиться, как голова идёт кругом. Одна радость, что никто твоего позора не видит, — делится впечатлениями Линда.

От тех, кто в век атома и Интернета хочет ходить под парусом, не требуется специальных знаний. Нужно только пройти тест на профпригодность: взобраться на мачту. Если сможешь, то остальному научат. Линда смогла…

И она обожает это занятие! На борту GOtheborg идёт непрерывная игра: кто-то прячет под парусами золотого дракончика, а потом вся команда его ищет.

— Ну не дурные ли? — смеётся Линда. — После вахты и так сил нет, а мы по реям скачем как обезьяны. Вчера дракон нам не дался, ничего, сегодня продолжим.

Капитан эти воздушные приключения поощряет. Это же прекрасная тренировка ловкости и навыков, которые в море всегда могут пригодиться.

— Чтобы ставить паруса, руки должны быть сильными, — Линда с гордостью показывает мозолистые шершавые ладони.

Её дочки 11 и 14 лет, настоящие барышни, морщат носики: «Мама, у тебя руки, как у мужчины. И дёгтем пахнут!»

goteburg_4

Запах приключений

Семья не разделяет увлечения матери морской романтикой, и даже не всегда находит время, чтобы встретить в порту возвращающийся из дальних странствий GOtheborg. Линда не обижается. Она и сама потянулась к парусной романтике уже в зрелом возрасте, хотя её родители и деды, как и многие семьи в Гётеборге, были связаны с морем.

Она не теряет надежды заразить близких своим азартным увлечением. На воротничке просторной льняной блузы у Линды камера, которая в реальном времени снимает всё, чем она занимается на борту: драит палубу, несёт вахту у огромного штурвала или вперёдсмотрящим.

Это реалити-шоу Линда будет просматривать осенью, когда вернётся к размеренному шведскому образу жизни. На берегу лихая морячка — учитель в школе для детишек с особыми потребностями. Но мечта о Приключении, которое ждёт её летом, освещает будни постоянно.

Впрочем, моряки несут свою вахту круглый год. Они смолят снятый такелаж — километры канатов, которые производят на маленькой фабричке под Гётеборгом. Часть из них сделана из полосок оленьей шкуры — они суперпрочные и эластичные, то что надо.

— Нужно так много времени, чтобы сплести один канат! — говорит Линда. И без перехода заявляет: — Я обожаю наш GOtheborg!

goteburg_2

Пришелец из прошлого

А GOtheborg и впрямь чудо! Весь сделан вручную, инструментами XVIII века, весь из дерева, в основном из дуба, в древних традициях шведских корабелов и мореходов. Современным судостроителям пришлось поломать голову, ведь точных чертежей GOtheborg не сохранилось. Отсюда и заоблачная цена парусника. Однако спонсоры под красивую идею нашлись, в том числе порт Гётеборг и знаменитый автомобильный концерн Volvo.

На судне, которое снаружи выглядит на свои 250 с лишним лет, есть компьютерная система навигации, мощный двигатель и надёжные шлюпки, которые можно спустить на воду за три минуты. Команда виртуозно сочетает старинные и современные методы навигации. Но предпочитает старинные… При слове «двигатель» Линда морщится:

— Это на самый крайний случай. Лучше идти под парусами.

Линда нежно гладит руками мачту. На неё пошло 19(!) сосновых стволов. Этот гигантский пучок был обвязан горячими стальными обручами, которые, остынув, намертво сомкнули свои объятия. В основание 9-тонной мачты положена монетка XVIII века. На счастье, конечно, и как напоминание о том времени, когда Швеция боролась за звание великой морской державы с такими властелинами морей, как Голландия и Англия.

goteburg_3

Курс на Китай

Шведская Ост-Индская компания, которой принадлежал GOtheborg, была создана в 1731 году и торговала в основном с Китаем. Шелка, чай, фарфор, всевозможные специи сначала попадали в Гётеборг, а уже оттуда расходились по всей Европе. Компания предприняла 132 экспедиции и была чрезвычайно успешным, как сейчас сказали бы, морским брендом.

Но жизнь моряков в то время была не сахар. Линда ведёт нас в трюм. Здесь стоят пушки — точные копии грозных орудий прошлого. Теперь они стреляют, лишь возвещая о приходе парусника в порт.

А команда по-прежнему спит здесь, в гамаках. Только раньше в тесном трюме помещались не 50 человек, как сейчас, а 150. Тут же, за деревянной перегородкой, мычали коровы, блеяли овцы и копошились куры — запас продовольствия на непредсказуемо долгий рейс.

Команду набирали с запасом: половина экипажа умирала от цинги, экзотических восточных болезней. Мёртвых хоронили в их же гамаках, зашив их через край наподобие савана. Последний стежок — через нос, чтобы скрепить душу с телом — и в море. Суровые были времена…

Восстановленный GOtheborg в 2005-07 годах повторил исторический маршрут своего старшего брата в Китай. И вот на прошлой неделе стало известно, что в апреле 2014 года снова появилась возможность совершить такую же экспедицию. Яхтенная компания китайского города Сямэнь выделила под возрождение исторических контактов между странами десятки миллионов шведских крон.

— Это будет прекрасное путешествие! Так хотелось бы пойти! — говорит Линда. — Но шесть месяцев в море… Не знаю, позволят ли семья и работа.

regata_3

* * *

Обняв Линду на прощание, я не могла удержаться от традиционного вопроса:

— А как быть с приметой, что женщина на борту к несчастью?

— Работающая женщина всегда к счастью! — смеётся Линда. — Сейчас нас на борту половина, а бывает и 70 процентов. Мы становимся всё сильнее, женщины занимают все должности, кроме капитанской. Но мы мечтаем, что года через два-три на GOtheborg будет и женщина-капитан.

— Может, это будете вы, Линда?

— Нет, я просто моряк.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *