melnica_1

Ветер перемен

• 07.11.2013 • БалтияКомментариев (0)785

Деревенский мастеровой из латгальской глубинки Зенон Балодис со своими четырьмя сыновьями восстановил старинную ветряную мельницу-голландку

Скрипучая работяга XIX века, которая возвышается на пригорке в местечке Пастари, более 120 лет исправно молола зерно для жителей Стабулниекской волости (14 км от Прейли). Сегодня это единственная в стране реконструированная голландская мельница такого типа!

«Суббота» побывала в гостях у латгальского умельца Зенона Балодиса, который устроил душевную экскурсию по всем пяти этажам любимого ветряка, которому он подарил новые крылья.

melnica_7

Мастер показал родные края, рассказал местные легенды и даже провёл в столярку, где с отцом в волшебстве деревообработки уже спорят его четверо сыновей: работы этих парней получают знаки отличия на международных выставках.

День в деревне пролетел как миг: к вечеру мы поняли самое главное: если у человека есть мечта, увлечённость делом, вдохновение и упорство, он способен не только ветряк предков восстановить, но и вообще горы свернуть.

Но самым приятным открытием стало то, что в 214 км от Риги, в отдалённом Риебиньском крае большинство жителей заняты своим крестьянским делом и ничуть не унывают. В каждом дворе — коровы, быки, куры, гуси, свиньи, индюки, козы, овцы. Земля не заброшена, поля сплошь ухожены — распаханы, засеяны.

melnica_3

Мельница польской пани

У дороги красуется указатель к новому туристическому объекту — Pastaras Vejdzirnavas. Но заблудиться в принципе невозможно, так как 15-метровый ветряк расположен по всем правилам техники — в самом высоком месте района, поэтому видно его издалека.

— Посмотрите, какая красавица! — несколько смущённо улыбается столяр Зенон Балодис. — Почти все старые мельницы выглядят как архитектурный шедевр, но наша, понятно, лучше прочих. Такой ветряк — сердце любой латгальской усадьбы: ведь тут не только мололи зерно на муку, здесь люди об-ща-лись и даже сватали детей. Потрогайте поручни лестницы (крутые ступеньки виляют внутри строения, от каменного пола до самого купола мельницы. — Л. В.) — чувствуете, насколько гладкие?

Действительно, дерево (берёза) реально отполировано ладонями сотен людей за сотню лет. Такое впечатление, что деревянный механизм, огромные зубчатые колёса из берёзы, стены и полы — всё буквально пропитано ароматом пшеничной муки. Принюхиваемся ещё раз — действительно, сохранился тонкий запах хлеба: удивительно, но факт. Мельница бережно хранит память о тех временах, когда только ветер мог вращать её колёса.

Доподлинно известно, что мельницу в Пастари 122 года назад по заказу богатой польской пани рода Подскочих (похоронена эта дама на местном кладбище), как тогда говорили, срубили русские мастера — шесть приглашённых мастеровых из Пскова.

melnica_4

— Реальная голландка с вращающимися крыльями в Латвии осталась одна — копия нашей установлена в Вецпиебалге, — уточняет Зенон. — Про мельницы я теперь всё знаю: в Нидерланды ездил, чтобы разобраться в чертежах этой конструкции. Когда-то этот тип ветряков был одним из самых популярных в Европе, в том числе и в странах Балтии.

Голландки высокие, выше, чем столбовые мельницы, и не двигаются всем корпусом за направлением ветра, а имеют подвижную башенку на неподвижной основе, которая и подстраивается под направление ветра.

Учёные утверждают, что всего сто с небольшим лет назад ветряных мельниц у нас в стране было даже больше, чем в Голландии. Во всяком случае, если считать на тысячу жителей. С начала XV века и до конца XIX века они выполняли работу, которую в наше время осуществляют электрические и дизельные двигатели.

Сохранившиеся в рабочем состоянии латвийские мельницы можно пересчитать по пальцам. И пастарская — одна из самых перспективных в этом смысле. Зенон Балодис, который своими руками сделал 11-метровые крылья ветряка из ели, мечтает довести начатую работу до конца: восстановить поистершиеся детали берёзового механизма и на деле запустить процесс помола муки.

melnica_5…По крутой лестнице поднимаемся в «шапку» ветряка и видим там деревянную верхнюю горизонтальную ось, которая соединена с крыльями. С помощью деревянных зубчатых передач эта ось приводит в движение главный вертикальный вал. Рядом на балке когда-то висел кусок сала, которым мельник натирал камни-подшипники. Говорят, что берёзовые зубья на колёсах он смазывал пчелиным воском.

— Крылья я сделал на метр меньше, чем было в старину, — признаётся Зенон. — Так вернее… Считайте, немного усовершенствовал конструкцию: надёжнее, если буря.

Кстати, недавняя буря — отголоски урагана «Иуда», долетевшего даже до этих мест, — проверила крылья восстановленной мельницы в Пастари на прочность. Ни одно звено не пострадало. Ай да латгальский столяр!

Сказки старого ветряка

Вокруг мельницы всегда ходило много легенд. По словам Зенона Балодиса, в деревне все знают: если выпьешь чего-то покрепче молока, лучше в районе ветряка не показываться. Старики говорят, что нечистый водит пьяных людей по кругу, — можно до утра не найти дороги домой и кружить вокруг мельницы.

— Ещё живы люди, которые помнят удивительную историю наших Стабулниеков: во-о-он в том доме (Зенон показывает в сторону деревянной хаты. — Л. В.) когда-то жил мужик. Как-то пошёл он к соседу одолжить денег, а когда получил отказ, уже по дороге к дому наткнулся на незнакомца с горящими глазами, у которого из-под пальто торчал… хвост. Чёрт (а это был именно он!) попросил у остолбеневшего крестьянина нательный крест в обмен на мешок золотых монет. Латгалец отказался, перекрестился и несколько суток искал путь к родному двору. Через несколько месяцев бедняга скончался; люди говорят, не пережил встречи с дьяволом — потрясения и испуга…

Не поверите, когда Зенон закончил свой околофольклорный рассказ, что-то громко щёлкнуло в куполе мельницы — чур нас, любопытных! Мастер Балодис знает много таких легенд — мол, хотите верьте — хотите нет.

melnica_2

Компьютер… на стружках

Деревенский мастер со своими сыновьями и дочкой (завидуем — пятеро детей у деревенского умельца!) давно уже пользуется самыми современными средствами связи: например, беспроводным быстрым Интернетом 4G. Мы это поняли, когда Зенон привычным движением открыл ноутбук, положив его прямо на деревянные стружки. Мы про себя удивились: никак не ожидали увидеть такую продвинутость в глубинке.

— Думаете, мы в провинции лаптем щи хлебаем? — засмеялся Зенон, когда увидел удивление в наших глазах. — А мы вот старые мельницы реставрируем, запускаем ветер перемен. Как говорил ещё мой дед: богатство зависит от двух вещей — трудолюбия и умеренности. От себя добавлю: ещё от мечты и умения учиться новому.

melnica_6 — Мы с братьями не собираемся ни в какую Ирландию-Америку уезжать из родных Стабулниеков, — на ухо сообщает мне один из младших сыновей Зенона. — Работы мы не боимся, столярничать умеем, думаем наладить бизнес как следует. Да и потом, где ещё такая мельница есть в мире? Только в наших краях…

Людмила ВЕВЕРЕ. Рига — Пастари — Стабулниеки — Рига.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *