«5 минут» автора гимна Латвии

• 26.12.2013 • ПерсонаКомментариев (0)705

Новогодние песни из культового фильма «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова написал латышский композитор Анатол Лиепиньш, значившийся в титрах как Анатолий Лепин

 

Анатол Лиепиньш известен как автор музыки к гимну Латвийской ССР и ещё 500 популярных песен, а также симфонии, оперы и трёх балетов.

Параллельно с Людмилой Гурченко куплеты про пять минут, но в латышской версии исполнила эстрадная звезда рижской филармонии 60-х годов Валентина Бутане.

«Есть установка — весело встретить Новый год!»

Первый советский новогодний фильм «Карнавальная ночь» вышел на экраны накануне 1957 года. Картина, снятая по сценарию праздничного киноконцерта, который был буквально навязан начинающему тогда режиссёру Эльдару Рязанову, превратилась в культовое кино.

Директор «Мосфильма» Иван Пырьев задумал воскресить запылившийся сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова. На роль директора Дома культуры Огурцова пригласили Игоря Ильинского, который блестяще сыграл очень недалёкого, но имеющего власть чиновника. На роль Леночки Крыловой Иван Пырьев утвердил студентку Людмилу Гурченко, которая была никому не известна, зато прекрасно пела. А песен в «Карнавальной ночи» было много. И все их написал сегодня незаслуженно забытый композитор Анатол Лиепиньш, которого в титрах указали на русский манер — Анатолий Лепин. Финальная «Песенка про пять минут», после которой, собственно, и наступает Новый год, была написана на стихи Владимира Лившица. Слова же второй знаменитой песни, про Танечку, написал другой поэт — Вадим Коростелёв.

Ноты из Риги

Из воспоминаний поэта Вадима Коростелёва:

— Вот что, — без лишних вступлений начал Пырьев, — нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно?

— Главное вы уже подсказали, — отвечаю ему, — в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится…

— Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет, — раздражённо бросил Пырьев.

— Постараюсь сделать так, чтоб запели, и вы первый их запоёте…

Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своём кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит.

Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её, остался доволен и приказал срочно записывать.

Кстати, сам великий Луи Армстронг оценил латышского композитора. Однажды он забрёл на радио «Свобода», где услышал «Песенку о хорошем настроении». Музыкант так восхитился, что тут же взял свою трубу и начал импровизировать на тему понравившейся незнакомой мелодии. А потом сказал, что тот, кто это написал, просто гений.

Известный неизвестный композитор

Латыш по национальности Анатол Лиепиньш — советский композитор, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР.

После войны он жил в Риге, писал музыку для Латвийского музыкального театра. Кстати, именно он автор гимна Латвийской ССР (1945 г.), который сего-дня законом запрещён к исполнению в Латвии.

Лиепиньш, или, как его стали называть, Лепин, написал музыку к 33 фильмам, более 500(!) песен, восемь оперетт. Многие знают музыку этого талантливого композитора по фильмам «Мы с вами где-то встречались» (1955), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1958).

Ещё до всесоюзной и всемирной славы Раймонда Паулса песни другого латыша пели от Москвы до самых до окраин… Только сегодня это мало кто помнит и знает.

Известно, что будущий автор музыки к «Карнавальной ночи» родился в сочельник 1907 года в семье настройщика музыкальных инструментов Якова Лиепиньша. Его отец вырос в семье простого бедного латышского крестьянина, который грезил музыкой. Поэтому нотной грамоте и игре на фортепиано Анатол учился с детства и делал это охотно. Однако более, чем ноты, юношу увлекало искусство кино. Поэтому после окончания школы в 1925 году он поступил в Государственный техникум кинематографии в Москве (который потом превратился во ВГИК) на актёрский факультет. Но… так получилось, что стал сочинять музыку и в результате перешёл в музыкальный техникум им. Н. Рубинштейна — на факультет по классу рояля. Анатол учился просто блестяще и при этом подрабатывал тапёром в кинотеатрах, причём много импровизировал.

Старательный латыш переусердствовал в своих упражнениях на пианино и, как говорят музыканты, переиграл правую руку. Это беда, тем более, что никакое лечение ему не помогло.

Лиепиньш поступил мудро — поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1938 году сразу с двумя дипломами: композитора и музыковеда.

В годы войны Анатол Лиепиньш ездил на передовую — с авторскими концертами. Его песню «Ленинград мой» на стихи Павла Шубина в блокадном городе исполнила Клавдия Шульженко. Произведения «Только на фронте» и «Два друга» (на стихи Василия Лебедева-Кумача) были в репертуаре многих фронтовых концертных бригад.

Кстати, все песни, которые сопровождают фильм о солдате Иване Бровкине (в исполнении Леонида Харитонова), тоже написал Лиепиньш.

Пять лет на Родине

Летом 1945 года по приглашению председателя Верховного Совета Латвийской ССР Аугуста Кирхенштейна Анатол Лиепиньш, живший тогда в Москве, вернулся на родину в Латвию, где провёл пять лет. В Риге он написал балет «Лайма» и оперу «Рассвет», романсы на стихи Яниса Райниса, музыку к двум картинам Рижской киностудии по произведениям Вилиса Лациса: «Возвращение с победой» и «К новому берегу».

Кстати, в Риге у Лиепиньша был дом, в Москве до 1956 года он жил в коммуналке в двухэтажном строении с облупившейся штукатуркой и скрипящими полами.

Композитор был женат на балерине Милице (муж называл её ласково — Мими) Лиепине, в семье выросли двое детей: Ирина и Леонид.

Анатол Лиепиньш умер в 1984 году, похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. После смерти отца и матери наследники семьи Лиепиньшей продали или потеряли дом в Риге и квартиру в Москве — это печальная и запутанная история.

Звезда эстрады Валентина Бутане

Пару лет назад в возрасте 82 лет умерла первая звезда латвийской эстрады Валентина Бутане. Она первая исполнила на латышском языке песню своего соотечественника Лиепиньша «Пять минут» — у коллекционеров сохранились пластинки с этой записью.

С 1956 по 1963 год Валентина Бутане записала около 70 эстрадных песен. Кроме того, она участвовала в записи оперных радиопостановок и преподавала вокал в Елгавской музыкальной школе. В апреле 1956 года певица исполнила первую эстрадную песню Раймонда Паулса «Неотправленное письмо». А потом Валентину забыли.

Забыт Латвией и обрусевший композитор Анатол Лиепиньш, однако его песни звучат по сей день. И будут ещё долго любимы в разных странах людьми самых разных национальностей. А «Пять минут» — это вообще бессмертный новогодний гимн, даже покрепче гимна Латвийской ССР.

Каждый год в новогодние праздники в миллионах квартир звучат мелодии Анатола Лиепиньша из «Карнавальной ночи». Секрет успеха в том, что автор музыки был не только талантливым композитором, но сам верил в то, что в жизни «много есть людей хороших».

***

Вспоминает Людмила Гурченко

Из книги «Моё взрослое детство»

«…1956 год. Я перешла на третий курс института кинематографии. Мне двадцать лет. На роль Леночки Крыловой в фильме «Карнавальная ночь» пробовалось много актрис. На пробе я исполнила песню Лолиты Торрес из кинофильма «Возраст любви». Все говорили, что я на неё похожа, и мне это нравилось. Я так её копировала, что, если закроешь глаза, не отличишь, кто поёт — Лолита Торрес или я. Это всех приводило в восторг, а меня ещё больше.

Но кинопробы я не прошла. Обо мне на худсовете не было и речи. Роль Леночки начала другая актриса.

…Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутая в талии так, что Лолите Торрес и не снилось. Голова моя, в колечках и с чёлочкой, была чуть ли не вдвое больше талии. В моде были нижние юбки. Если другие девушки носили одну, то я — сразу две, да такие накрахмаленные, что лучше не садиться… И я весь день была на ногах. Вечером еле-еле доплеталась до общежития — пешком, троллейбусом, электричкой — и падала замертво. Зато фасон держала целый день!

Я шла по коридору студии «Мосфильм». На лице у меня было написано: «Всё хочу, всё могу, всех люблю, всё нравится». Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька.

— Стойте.

Он развернул меня к свету.

— Я вас где-то видел.

— Я пробовалась в «Карнавальной ночи».

— А-а, ну вспомнил. Вы пели…

— Из «Возраста любви». Сама! — тут же добавила я, боясь, вдруг он подумает, что я пела под чужую фонограмму.

— Пела хорошо. А зачем ты так гримасничаешь?

— Ну…

Мы ещё постояли, глядя друг на друга. Я нервно переминалась с ноги на ногу, а Пырьев очень серьёзно и внимательно глядел на меня.

— А ну пойдём.

Быстрым шагом устремился вперёд, а я вприпрыжку за ним. Мы пришли в третий павильон. Здесь стояла маленькая декорация радиоузла — сцены, где Гриша Кольцов признаётся Леночке Крыловой в любви. Съёмок не было. Срочно искали актрису на роль Леночки. Почему расстались с актрисой, принятой на роль раньше, я так и не знаю. В павильоне почти никого не было. Пырьев подошёл к оператору: «Вот актриса. Ты сними её получше. Поработай над портретом — и будет человек».

Вот так я, негаданно и неслыханно, попала в картину, где не прошла пробы…

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *