Страуюма — это компромиссное решение

• 22.02.2014 • ИнтервьюКомментариев (0)686

Президент Латвии — о новом правительстве, уроках трагедии в Золитуде, Олимпиаде в Сочи и перспективах на ближайший год

 

У президента Берзиньша крепкое рукопожатие, хорошая улыбка и собственное мнение по всем важным вопросам. Накануне утверждения нового правительства, которого страна ждала полтора месяца, Андрис Берзиньш встретился с программой «Действующие лица» (в студии LR4), в которой участвовала и «Суббота». Естественно, разговор начался с утверждения нового Кабинета министров. От этого во многом зависит то, как мы проживём этот год, — по меньшей мере до ближайших выборов нового правительства, назначенных на октябрь.

Линия отсчёта близка

— Давайте вернёмся к причинам правительственного кризиса, случившегося в ноябре. Почему всё-таки ушёл со своего поста Валдис Домбровскис? И не последняя ли его встреча с вами стала тому причиной?

— Я считаю, что последней каплей стала трагедия в Золитуде. И, конечно, сложная ситуация в коалиции довела до такого состояния, что Домбровскис посчитал дальнейшую свою работу невозможной… На базе трагических событий правительству нужно было быть более активным.

— Вы считаете, что Домбровскис несёт ответственность за трагедию в Золитуде или просто он был плохим премьером? Почему вы всё-таки приняли его отставку?

— У ситуации «принять или не принять» есть две стороны. Если человек не видит возможности идти вперёд, его решение понятно и невозможно было его удержать. За четыре года он показал себя очень профессионально. Я считаю, это был очень сбалансированный и опытный премьер. С его теперешним опытом он может работать в разных местах. Много возможностей для него открывается и в евросоюзных проектах.

— Всех волнует, как страна проживёт эти месяцы до следующих выборов… Вы считаете, что новые принципы формирования коалиции — это лучший вариант?

— Выборы состоятся 4 октября. Осталось меньше девяти месяцев… Сейчас складывается так: больше участников, больше выбора — а значит, больше возможностей для манёвра.

Линия отсчёта близка. Поэтому и оценка работы правительства будет быстроизмерима. Нужно держать коалицию так, чтобы к выборам люди оценили результаты.

— Чем Лаймдота Страуюма, которую вы предложили в премьеры, лучше, чем другие отвергнутые вами кандидаты?

— Для этого короткого периода я считаю её кандидатуру хорошим компромиссом. Она очень опытный профессионал и много лет разбирается в процессах, связанных с еврофондами и прочими экономическими вопросами, которые будут особенно важны в этом году, включая и вопрос присоединения к европейскому механизму стабилизации.

Много лет Лаймдота Страуюма работала на различных постах и добивалась реальных результатов. Она всё-таки знает людей, знает работу нескольких министерств.

Возможно, она более хозяйственно ориентирована, чем другие кандидаты. Сильна теоретически и хорошо показала себя на практике.

— Что вы ответите тем, кто упорно видит за этим выбором определённую тень и влияние олигархов?

— Те, кто на это намекает, пусть скажут конкретно, в чём они это видят. Я не участвую в заседаниях объединений и разных партий. Но уверен, что Лаймдота Страуюма всегда работала честно, и у меня нет никаких оснований думать, что она продаст свою душу за один день. Не верю я в такое. Зачем это ей? Всё-таки она до определённого момента в своей жизни дошла с хорошей репутацией, и нет оснований ей меняться.

Как президент я своё слово высказал. Страуюма — это компромиссное решение.

Думаю, давно ушло то время, когда на выбор может влиять одно лицо.

Почему я должен доказывать, что это не так?

Есть ещё один важный довод. Этот период до следующих выборов мы будем работать при бюджете, который уже утверждён. Когда политики пришли ко мне с предложениями, первое, что они сказали: мы бюджет трогать не будем. Это очень важно. И каким образом кто-то снаружи может на это подей-ствовать?

— Как вы считаете, Страуюма пришла на девять месяцев в качестве так называемого технического премьера или на более долгий срок?

— Сейчас однозначно это сказать невозможно. Но она и так была уже в нашем проекте по поводу участия в выборах в октябре.

Мы должны сейчас постараться и получить наиболее крепкое правительство на этот короткий период. Не просто делить посты механически между партиями, а всё-таки искать компромиссы, чтобы правительство могло работать профессионально. Думаю, что все партии в этом заинтересованы.

— А если на своих постах останутся некоторые старые министры, это вас устроит?

— Конечно.

— Премьером в Латвии впервые станет женщина. Латвия ещё раз пополнит клуб первых дам мировой политики. Как, по-вашему, это очередное достижение демократии или уже нормальное явление? И не сложно ли будет женщине на посту премьера?

— Для Латвии это не удивительно. (Улыбается.) Как всем известно, и президентом у нас была женщина. В том, что на посту будет Лаймдота Страу-юма, я вижу много плюсов: у женщин, возможно, более глубокий взгляд на различные вещи, они глубже знают проблемы, касающиеся семьи и детей, и я вижу в этом позитив.

Уроки трагедии в Золитуде

— Вернёмся к самой крупной трагедии Латвии — в Золитуде. После печальных событий вы высказали свою позицию очень жёстко и в то же время сказали очень важные слова по-человечески, и все это оценили. Как сейчас обстоит ситуация с расследованием? Время идёт, а результатов всё ещё нет.

— Это тоже одна из задач нового правительства — создать законодательную базу, чтобы такое больше не повторилось. С 1 февраля должен вступить в силу новый закон, касающийся строительных норм.

Насчёт результатов расследования трагедии… Сегодня нельзя сказать, что проводится оно халатно или не включены все возможные силы.

Я так понял, что делается всё возможное.

Другое дело, что у нас нет институций, которые давали бы комплексную юридическую оценку причин. Я, конечно, не могу обещать, что завтра уже будет всё названо по фактам. Но нет оснований думать, что мы не дойдём до реального результата.

— А реальный результат — это что? Кто-то понесёт наказание?

— Расследование закончено, всё отдано в прокуратуру. Но быстро дать оценку, которая может быть основой для предъявления обвинения, не так просто.

— Какой срок вы даёте для окончания процесса?

— Думаю, что процесс будет разделён и пройдёт поэтапно. Что касается международной помощи, то мы регулярно обмениваемся информацией, например, с Польшей, где была аналогичная трагедия.

— У них расследование прошло быстрее…

— Они быстрее всё провели, но процесс пока не закончен, до сих пор идёт…

— Вы уверены, что будут названы конкретные винов-ные? Или опять всё будет размыто и в общих чертах?

— Я уверен, что будут названы конкретные лица.

— Родственники погибших в польском Катовице говорили: «Прошло восемь лет, и о нас забыли». Как у нас в Латвии сделать, чтобы о родственниках погибших не забыли? Об уроках трагедии не забыли?

— Это нельзя забывать. Многое, конечно, зависит лично от каждого.

Мы взяли работы погибшей девочки — студентки Академии художеств и сделали специальную открытку. Её сестра-близнец устраивает сейчас выставку её работ… Я обещал туда прий-ти. Трагедия такова, что люди не могут остаться равнодушными. Со своей стороны я обещаю, что сделаю всё возможное…

Визит Патриарха — важное событие

— В этом году ожидается визит в Латвию Патриарха Кирилла. Как вы это оцениваете и чего ждёте от этого визита?

— Этот вопрос поднимался давно, когда я ещё только вступил на пост, два с половиной года назад. Для подготовки требуется время. Более детально я буду на следующей неделе говорить, когда встречусь с местными представителями православной церкви. Конечно, для Латвии это важное событие. Так же как инаугурация нового Папы Римского, где я присутствовал. Это касается одной из самых важных сторон жизни людей.

— В связи с этим сразу другой вопрос: предложения сделать православные Рождество и Пасху выходными днями так и остались нереализованными. Хотя во время предыдущего визита Патриарха Алексия звучали обещания решить этот вопрос. А потом забыли…

— По поводу выходного дня я придерживаюсь той точки зрения, что надо всегда в первую очередь соблюдать интересы человека. И вопрос с выходным днём можно решать в рабочем порядке. Никто не запрещает.

Давайте смотреть реально на эту ситуацию. Я не слышал, чтобы кто-то был реально обижен. Это особое время — с 24 декабря до 7 января… Я не вижу никаких противоречий, если решать человеческими методами.

Приоритеты — образованию

— Страна перешла на евро. Как вы оцениваете ситуацию?

— Это удивительно чётко прошло. Сравнивая с опытом наших соседей, можно сказать, что с технической стороны сделано было всё хорошо.

— Технически — да. А финансовая часть? Как вы считаете, будет больше проблем или всё-таки плюсы?

— Думаю, финансовая часть тоже покажет свои плюсы в ближайшие два года.

— Что нам предлагает бюджет в плане уровня благосостояния людей на этот год? Год будет для Латвии проблемным или мы будем продолжать «историю успеха»?

— Можно спорить, как правильнее деньги распределять: на повышение рождаемости, образование, на другие направления… По некоторым вопросам у меня мнение своё, но всё-таки это депутаты решают, какие приоритеты установить.

Если бы не было трагедии в Золитуде, можно было бы отметить, что по многим направлениям развитие в стране шло довольно успешно. И даже по безработице наши цифры лучше, чем в Евросоюзе. Может быть, этот процесс идёт ещё недостаточно быстро, но он всё-таки сдвинулся.

Будем продолжать работу и по реэмиграции, чтобы возвращать наших людей на родину. Мне понравилось, например, как работают в этом плане почётные консулы Латвии в Канаде. Они собирают людей, которые подались в эту страну по разным причинам. И выясняют, почему они там, — это очень важный вопрос. Многие уехали, просто чтобы набраться нужного опыта. И они могут вернуться на родину с профессиональными навыками.

— А что касается тех, кто никуда не уехал…

— У нас нет иного выхода, кроме как развивать в Латвии систему своего профессионального образования и обучения. На всех уровнях.

Вот, например, в Руйиене хороший опыт профессионального обучения, который надо изучать. А на производстве мороженого они поставили новое оборудование, ввели современные технологии. Нужно изучать положительный опыт на практике и у нас, и в других странах.

Надо признать, что наше министерство образования пока что очень отстало от реальной жизни. В принципе, что-то делается, но мы не используем все возможности. Образование — один из самых важных вопросов нашего будущего.

В беседе участвовали ведущая программы «Действующие лица» Валентина АРТЁМЕНКО и журналист Латвийского телевидения Мирослав Кодис.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *